По России бродит призрак национализации. Весной замглавы президентской администрации Дмитрий Козак заявил, что неплохо бы вернуть все природные богатства страны в собственность государства. А 30 августа Минприроды уже внесло Кодекс о недрах в правительство. Если он будет принят, газовики, нефтяники и золотодобытчики могут в одночасье лишиться сверхприбылей.

А началось все с того, что с идеей природной ренты к президенту Владимиру Путину пожаловал известный экономист Дмитрий Львов.

Бедность от богатства

— Дмитрий Семенович, это правда, что наша страна самая богатая? Посмотришь, как народ живет, и не верится.

— По величине национального богатства Россия в самом деле держит абсолютно первое место в мире. Это даже не наши данные, а ООН, ЮНЕСКО. Национальное богатство состоит из трех китов: природных ресурсов — нефти, газа, леса, рыбы, руды; средств воспроизводства — фабрик, дорог, трубопроводов; и человеческого материала — рабочей и интеллектуальной силы.

На каждого россиянина таких богатств приходится по 400 тыс. долларов, а на граждан США и Канады — всего по 326 тыс. долларов, на европейцев — вовсе по 237 тыс.

Если же брать только природные ресурсы, разница будет совсем ошеломляющей. Их в России по 160 тыс. долларов на человека, а в США — по 16 тыс., в Западной Европе — по 6 тыс. Чувствуете разницу?

— А по зарплатам мы на каком месте?

— Что там говорить — в позорном хвосте.

— Наверное, работаем плохо? В офисах чаи гоняем, а за станком — чего покрепче? Вот немцы и японцы вкалывают будь здоров — и получают как люди.

— Да, труд у нас не такой интенсивный, как на Западе. Но по отношению к деньгам, которыми он оплачивается, мы работаем больше других! Средний американец на 1 доллар зарплаты выдает 1,7 доллара продукции, а средний россиянин — 4,6 доллара. Значит, даже при сегодняшней производительности труда заработки в России должны быть в 2 — 3 раза выше!

В любом товаре, сделанном в Японии, доля зарплаты — 72%, в США — 70%, в Европе — 68 — 69%. А в России — только 30%. Разве это нормально?

А не раздать ли по тонне нефти и гектару леса?

— Но сегодня никто, кроме, может, Зюганова с Жириновским, с ходу не даст рецепта, как эту диспропорцию исправить.

— У меня рецепт есть. Благосостояние народа можно поднять за счет ренты от использования наших природных богатств.

— Раздать россиянам по тонне нефти и гектару леса?

— Не тонно-гектары, а получаемую с них прибыль. Возьмем совокупный доход России — все блага, что производятся в стране за вычетом затрат на их производство. То есть — общенациональную чистую прибыль. Оказывается, всего 5 процентов этого дохода у нас создаются трудом, еще 20 процентов — капиталом: станками, инвестициями, а остальные 70 — 75 процентов — это барыши от прямого грубого пользования недрами. Это не результат приложения человеческих сил и ума. Это то, что даровано России и всему нашему народу, обществу от Бога. И эти три четверти доходов страны должны принадлежать всему обществу, а не только тому, кто рубит лес и качает нефть.

— А вы верите в Бога? Наука с религией вроде трудносовместимы.

— Многие фундаментальные вещи, на которых наука и стоит, невозможно объяснить голой логикой. Например, мои коллеги-генетики открыли орган человека, влияющий на распределение белков. Если он подает в одни клетки чрезмерно больше белка, чем нужно, их поражает мутация, раковая опухоль. Так и в обществе — если одни люди переходят грань и начинают потреблять несоизмеримо больше материальных благ, чем остальные, происходит катастрофа — кризис.

— Так экономический кризис в России — кара Божия?

— Безусловно.

— А наши олигархи — опухоль на теле родины?

— Примерно так.

— Но ведь они с государством делятся, налоги всякие платят, деньги в производство вкладывают…

— Они дают казне меньше половины того, что могли бы. Впрочем, дело не в этом. Важно изменить сам принцип добычи полезных ископаемых. Пока нефть под землей — она собственность государства. Но, поднятая на поверхность, она почему-то переходит в руки частных компаний. Это несправедливо! Нефть должна оставаться достоянием всего общества, и только оно должно распоряжаться прибылью с ее продажи. А компаниям — платить за их работу так, чтобы они могли нормально жить и развиваться, не рассовывая сверхбарыши по заграницам.

— Сколько же денег может дать ваша рента?

— Практически второй бюджет страны — 50 — 60 млрд. долларов в год.

Чинушам — ни копейки

— Предлагаете отнять этот куш у олигархов и разделить поровну на все 145 миллионов российских душ?

— Ни в коем случае! Народ это богатство тут же пропьет, сложит долларами в чулки или понакупит импортных джипов. Неравенство в обществе только усилится, а экономика не оживет.

Нет, деньги нужно пустить на качественное и бесплатное всеобщее здравоохранение и образование. Надо безвозмездно дать каждому человеку по 18 метров жилья только потому, что он — гражданин России. А на оставшиеся средства восстанавливать экологию.

— Ага, и Запад загорланит, что мы экспроприируем, возвращаемся к коммунизму…

— Запад сам за счет ренты живет. В Норвегии нефть и газ — государственные, а доходы от их продажи идут на специальный счет будущих поколений. На эти деньги там развивают другие отрасли, науку, медицину. Примерно то же самое на Аляске, в Кувейте.

— Мы не Норвегия, если деньги попадут из частных рук в чиновничьи, их тут же разворуют. Наши бюрократы — сами знаете…

— Знаю. Согласен с вами на 100 процентов!

Потому недра нужно отдавать в аренду частнику только на открытых торгах — аукционах. Причем с привлечением иностранцев. Нам все равно, кто у нас будет нефть качать, если она останется государственной. Кто предложит делать это дешевле и экологически чище, тот пусть и качает. А участие иностранцев предотвратит сговоры российских чинуш и олигархов.

В правительстве засели первокурсники

— Хорошо, прожжем мы деньги на здоровье и науку. А на какие шиши экономику поднимать?

— Это главный вопрос. За счет того, что бюджетники будут кормиться с ренты, на них не понадобится собирать много налогов. Мы сможем снизить поборы с промышленности и всего бизнеса до уровня какого-нибудь оффшора. И тогда экономика пойдет в гору так, что никакой Китай не угонится.

— Если ваша идея такая блестящая, почему правительство не берет ее на вооружение?

— У него сегодня нет стратегии. Министры не видят дальше, чем на год-два вперед. Какие они ставят задачи? Удержать инфляцию? Не дать вырасти курсу доллара? Это же упражнения для первокурсника! Нужно совсем другое — глобальное мышление. Надо освободить экономику от непосильных налогов. А наши министры, наоборот, выдумывают все новые. Спешат отдать долги Западу, когда в самой России не хватает инвестиций.

ВВП cам защитил диссертацию о ренте

— Но в начале года вы встречались с российским президентом Путиным. И речь тогда все-таки шла о ренте?

— Да. Разговор был хороший. Путина этот вопрос очень увлек, и он в нем, кстати, сильно подкован. Владимир Владимирович сам когда-то защищал кандидатскую диссертацию по ренте. В его работе это звучало примерно как «рациональное использование природных ресурсов».

— И что? После этой встречи с вами связывались?

— Да, звонили из президентской администрации, даже назначили меня в какую-то комиссию по ренте, которая так ничего и не сделала. Советник президента по экономике Илларионов тоже послушал меня, сказал: «Теперь я ваш сторонник!» Теперь почему-то все стали моими сторонниками, хотя я говорил о ренте еще 10 лет назад. И это очень опасно. Они сейчас, прикрываясь моим именем, оберут олигархов до нитки, деньги спустят на черт знает что вроде выплаты долгов Западу, а через пару лет скажут: «Ерунда эта рента, ошибался Львов».

Молчание — золото

— А сами олигархи не предлагали вам денег, чтоб вы больше не смущали Путина своей идеей?

— Как же! Зазывали в одну большую нефтяную компанию якобы советником. На самом деле мои советы им не нужны. Нужно, чтоб я заткнулся.

— Что же вы? Не пошли?

— Не пошел.

— И во сколько же олигархи оценили ваше молчание?

— Не так уж и дорого: 5 тысяч долларов в месяц.

— А сколько вам платит государство? Вы же академик — высшая ученая иерархия…

— В общей сложности около 400 долларов. В российской науке это, к сожалению, один из самых больших заработков.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Дмитрий Семенович Львов. Академик. Секретарь отделения экономики Российской академии наук. Член Экспертного совета при правительстве РФ с 1993 г. Награжден орденом Почета.

РЕНТА — разница между стоимостью природных ресурсов и затратами на их добычу. Выплачивается владельцу ресурсов.

Источник: Академик Дмитрий Львов: Олигархи готовы платить мне $5000 в месяц, чтобы я не соблазнял президента рентой. «Комсомольская правда», 17 сентября 2002 года