Исполнилось 16 лет с того дня, как к власти пришел Владимир Путин. Его назначили президентом не в последнюю очередь для того, чтобы обеспечить неприкосновенность итогов мошеннической приватизации — почти бесплатной передачи «узкому кругу друзей» наиболее доходных государственных активов на так называемых залоговых аукционах. Эта договоренность сохранялась до самых последних дней: олигархов, хорошо знающих, каким образом им досталась собственность, «доили», пугали, шантажировали и даже сажали, но сами принципы криминальной схемы раздачи активов не обсуждались.

Редкие публикации о том, что жизненно необходимо исправить последствия залоговых аукционов и что от этого никак не уйти, замалчивались. Власти это было невыгодно: нельзя будет шантажировать наиболее крупный бизнес; олигархи жили надеждой — а вдруг пронесёт, а вдруг все забудут; «лучшие люди города», ничего не понимая, по сути,  оберегали «светлое наследие 90-х»…

И вот в борьбе против решения Гаагского арбитража о выплате $ 50 млрд в пользу бывших акционеров ЮКОСа власти решили (непонятно, сознательно или нет) открыть ящик Пандоры,  то есть сами начали официально и на международном уровне рассказывать о криминальном содержании главного элемента российских экономических реформ — приватизации. Пока они что-то путаное рассказывают только про ЮКОС, потому что с ним судятся по всему миру, но ясно, что это лишь начало.

Круг замыкается. Комплекс проблем: рукотворный экономический тупик, падение уровня жизни, война с Украиной, острый конфликт с Европой и США — заставил преемника отказаться от обязательства не трогать «святое» — приватизацию 90-х. Это значит, что в любой момент может начаться «снос» большого бизнеса. Такой же, как недавний снос палаток в Москве. А международную компрометацию российских предпринимателей теперь не остановить… Вот такая годовщина.