В Евангелии не упоминания о введении Богородицы во храм. Предание об этом событии дошло до современников из рассказов самой Девы Марии. Когда в Иерусалиме у престарелых и бездетных Иоакима и Анны после долгих молитв родилась дочь Мария, они поклялись, что отдадут ее в дар Господу. Когда девочке исполнилось три года, родители повели ее в храм по ступеням, до наших дней сохранившимся в Святом городе. Первосвященник Захария принял ее и благословил. В посте и молитве Мария жила и воспитывалась при храме вплоть до своего обручения с Иосифом.

Введение с древних времен считалось праздником Покровительства Богородицы православному монашеству. В праздник Введения пришел в Саровскую пустынь преподобный Серафим. Главным храмом знаменитой Оптиной пустыни стал Введенский собор. Символично, что именно в праздник Введения в 1917 году после двухсотлетнего перерыва было восстановлено патриаршество на Руси. На престол взошел патриарх Тихон, для Церкви началась новая эпоха испытаний, эпоха новомучеников российских.

В богослужениях Введенского праздника уже начинает звучать тема появления на свет младенца Иисуса, настраивая верующих на предстоящую встречу Рождества.