Уважаемые бизнесмены! Предупреждаю: к вам скоро придут просить денег «на выборы». Выборы в местную и Государственную Думу, выборы губернатора и мэра, выборы Президента РФ.

В России по традиции предвыборные программы кандидатов намеренно ничего не говорят об их политической ориентации. Все кандидаты честны, опытны, уверенны, грамотны, защищают сирых и убогих, а еще и предпринимателей поддерживают. Бизнесмены дают таким кандидатам деньги в обмен на обещание свободы, а избиратели отдают голоса в обмен на обещание быстрого счастья. Проходят очередные выборы, и предприниматели лишаются очередной порции свобод, а избиратели лишаются остатков накоплений.

Поэтому каждый предприниматель, дающий деньги «на выборы», должен поинтересоваться политической ориентацией кандидата. Но, к сожалению, большинство людей считает, что политическая реальность вся помещается на одной линии — между левым и правым. С другой стороны, политики слишком разные, для того чтобы выстраиваться в шеренгу слева направо. Я рискну предложить схемку (идея David Nolan), на которой кроме левых и правых есть еще верхние и нижние…

По левой оси схемки отложены свободы левые, политические, прежде всего связанные с традиционными гарантиями оппозиционной деятельности граждан. Это свобода слова, свобода собраний, свобода избирать и быть избранным в органы власти. Сюда же относятся свобода вероисповедания, свобода выбора служить или не служить в армии, свобода употребления веществ, изменяющих сознание (табак, алкоголь, наркотики), свобода пересекать государственные границы, свобода любого ненасильственного секса и т.д.

По правой оси расположены свободы правые, экономические, связанные с обеспечением частной собственности, свободой заключения контракта, свободой от налогов, свободой от таможенных пошлин, свободой от вмешательства государства в экономическую жизнь.

Политики, как и любые другие люди, могут быть классифицированы в соответствии с предложенной схемкой на основе количества политических и экономических свобод, которые они допускают в жизни.

Нижние,авторитарианцы, считают, что лишние свободы людям не нужны вообще. Примерами могут служить Гитлер и Сталин. Никаких политических свобод — и страна превращается в огромный концлагерь. А также никаких свобод экономических — и в этой стране-концлагере есть становится нечего. Фашисты и коммунисты вовсе не крайне правые и крайне левые. Они одинаковые: нижние.

Правые, консерваторы, очень любят рынок. И готовы защищать это свое право на рынок любыми методами, используя всю силу правого Государства. В основном методы сводятся к консервированию общества по состоянию на какую-нибудь дату в прошлом веке. Никаких политических свобод: цензура, запрет разводов, церковное образование, запрет на табак, алкоголь, наркотики. Крепкая полиция охраняет неравенство богатых и относительно бедных и быстро разбирается с любыми недовольными под лозунгами защиты морали и нравственности. Страна превращается в большой, хотя и сытный, военизированный монастырь.

Левые, социал-демократы, признают необходимость политических свобод, но очень настороженно относятся к свободам экономическим. Говорить можно что угодно и где угодно. Верить можно в любого бога, пить и курить без ограничения. Левые очень любят рассуждать о равенстве. Время от времени они замечают, что одни люди чуть-чуть богаче других. Левым немедленно приходит в голову мысль, что можно силой Государства забрать излишки у тех, кто побогаче, и раздать остальным. Жить в такой стране весело, но еды, одежды и жилья на всех не хватает.

Понятно теперь, почему нельзя путать нижнего Сталина и правого рыночника Пиночета времен начала хунты? У обоих совсем не было политических свобод. Социал-демократы, которые смотрят только на это, Сталина и Пиночета совсем не различают. Но Пиночет сразу ввел в Чили абсолютно рыночную экономику. Для тех, кто замечает экономическую действительность, Пиночет и Сталин просто антагонисты.

Центристы признают, что людям нужны и политические, и экономические свободы. Но они обычно ограничиваются только самыми привычными свободами. Скажем, свобода слова и свобода совести признается, но не признается свобода служить или не служить в армии — уж больно это непривычно. Или признается частная собственность, но проводится протекционистская политика. Центристов обычно большинство. Я бы считал центристов беспринципными: их мнение по ключевым вопросам может коренным образом меняться, ибо они не понимают принципов, которые лежат в основе тех или иных решений. Они готовы дергать все доступные им рычаги государственного механизма, в результате половина этих рычагов занимает левое, а половина правое положение — но не на основе каких-либо принципов, а потому что «так вышло». Центристы очень любят «быть гибкими» — им все равно, какую свободу отдавать или защищать в данный момент, политическую, или экономическую. Поэтому они «группируются» по фамилиям, а не по программам.

В целом общество в любой стране тяготеет к левоцентристской ориентации. Это означает, что средний человек признает необходимость части политических и части экономических свобод, но политических свобод он предпочитает иметь чуть больше, чем экономических. Сами эти предпочитаемые свободы выбираются по случайному признаку.

Конечно, каждый важный вопрос жизни страны затрагивает и политическую сторону проблемы, и экономическую. Более того, левые и правые предлагают свои противоположные решения, основанные на тех или иных ограничениях со стороны Государства. Увы, общество устроено так, что принципиальные левые не просто защищают политические свободы. Они еще и ведут наступательную войну с рынком. Каждый успешный предприниматель в их глазах — символ неравенства. Принципиальные правые, впрочем, ничуть не лучше. Они не только защищают частную собственность и свободу контрактов. Они при любом удобном случае готовы ввести цензуру и принять закон про «больше трех не собираться». А уж в церковь правые будут загонять всех строем.

В то же время есть довольно много людей, которые признают необходимость как свобод политических, так и экономических. Они становятся социал-демократами, когда разговор заходит о политике, и консерваторами, если речь идет об экономике. Это верхние, либертарианцы. Верхние каждый раз вынуждены изобретать новое решение, которое удовлетворило бы как защитников политических, так и защитников экономических свобод.

Нельзя думать, что либертарианцев совсем мало. В Америке Либертарианская партия является третьей крупнейшей партией (после левоцентристской Демократической и правоцентристской Республиканской). На прошлых президентских выборах кандидат от Либертарианской партии Америки набрал 12% голосов избирателей. Либертарианские реформы Чили и Новой Зеландии, Китая и Южной Африки вывели эти страны из страшной разрухи, принесли в них политический мир и экономическое процветание.

Пиночет из правого диктатора постепенно становился верхним либертарианцем, в течение 15-и лет добавляя в Чили политические свободы вплоть до вполне демократических выборов. Из этого даже делали вывод, что к общей свободе можно идти только справа налево вверх…

В нашей стране я вижу случайные метания центристов: левоцентристов Явлинского и Лужкова, правоцентриста Гайдара, нижнецентриста Зюганова. ЛДПР бегает по дорожке от центра до самого низа и обратно. Левые, социал-демократы стыдливо не произносят про себя «социал» и остаются просто демократами. От этого, конечно, «демократы» не слишком правеют.

Я выше этого. Я вижу: не хватает принципиальной политики. Не хватает политики, которая несла бы людям свободу и в политике, и в экономике. И поэтому на вопрос о моей политической ориентации, я гордо отвечаю: «Я не левый и не правый. Я верхний. Либертарианец.»

Бизнесмены, если не хотите лишиться последних свобод, давайте деньги «на выборы». Но не забывайте при этом спросить у кандидата про его политическую ориентацию. И, если кандидат является центристом, предложить ему брать политическую ноту повыше. Лишних свобод, знаете ли, не бывает.

Я неоднократно участвовал в различных избирательных кампаниях. И вынес интересный опыт: обмен денег на необходимую политику иногда возможен даже в России. Ведь если деньги «на выборы» ваши, то и политика после выборов должна быть ваша…