Краткая биография

Григорий Алексеевич ЯвлинскийРодился 10 апреля 1952 г. во Львове в семье военного.

Закончил вечернюю школу рабочей молодежи, работая слесарем на стекольной фирме «Радуга». В 1969 г. поступил в Московский институт народного хозяйства им. Г.В. Плеханова, в 1976 - в аспирантуру МИНХа. Защитил диссертацию по теме «Совершенствование разделения труда рабочих химической промышленности».

Работал старшим инженером, старшим научным сотрудником института «Внииуголь» Минуглепрома СССР, заведующим сектором тяжелой промышленности Научно-исследовательского института труда Госкомитета по труду и социальным вопросам. Разработал Квалификационный справочник должностей служащих угольной промышленности, который используется по сей день.

С 1984 г. - заведующий сектором Отдела организации труда и заработной платы в промышленности, заведующий сектором управления трудом Отдела общих проблем труда НИИтруда Государственного Комитета СССР по труду и социальным вопросам.

В 1989 г. стал заместителем начальника сводного отдела по труду и социальным вопросам, заместителем начальника Отдела совершенствования управления, начальником Управления социального развития и народонаселения Государственного Комитета СССР по труду и социальным вопросам. В 1990 г. назначен заведующим Сводным экономическим отделом Совета Министров СССР. Главной целью пребывания на этом посту видел сохранение единого экономического пространства СССР.

В 1990 г. назначен на должность заместителя председателя Совета Министров РСФСР. На этом посту готовит программу трансформации советской экономики в рыночную («500 дней») и пакет законов к ее реализации. Программа одобрена Верховным Советом РСФСР, Верховными Советами ряда союзных республик; ее поддержали большинство руководителей республик. Однако, к осени 1991 г. союзное и российское правительства отказались от принятых на себя обязательств по ее реализации. Не согласившись с изменением экономического курса, Явлинский подал в отставку.

Летом 1991 г. по поручению руководства страны разработал программу интеграции экономики страны в мировую - «Согласие на шанс».

В августе 1991 г. назначен заместителем Председателя Совета Министров РСФСР, Председателем Государственной комиссии по экономической реформе. На этом посту в целях сохранения единого экономического пространства и связей с союзными республиками подготовил «Договор об экономическом сообществе республик СССР» и 26 приложений к нему. Договор был утвержден главами 11 республик СССР и ратифицирован Россией. В результате Беловежских соглашений, положивших конец СССР, договор не был реализован.

С 1992 г. - председатель Совета Центра экономических и политических исследований. Весной 1992 года под его руководством готовятся комплексные предложения как социально-ориентированная альтернатива проводимым экономическим реформам.

Летом 1992 года под руководством Явлинского готовятся конкретные предложения по проведению региональных реформ. В частности, в Нижегородской области был разработан и проведен первый региональный выпуск облигаций областного займа, который решил проблему отсутствия наличных денег, крупные производители были освобождены от непроизводственных расходов (предложена схема реформы ЖКХ), внедрена информационная система адресной социальной помощи.

С 1993 г. - руководитель фракции «ЯБЛОКО» в Государственной Думе. Трижды подтверждал свои депутатские полномочия. Фракции «ЯБЛОКО» зарекомендовала себя как высококвалифицированная в общеполитических, экономических, юридических, социальных вопросах и в области военного строительства.

С 1995 г. Явлинский - лидер Общественного общероссийского политического Объединения «ЯБЛОКО».

С 1994 года депутаты фракции под руководством Явлинского работают над созданием прогрессивного инвестиционного законодательства на основе принципа соглашений о разделе продукции. Потенциал этого законодательства - привлечение в экономику России 70-100 млрд. долларов в течение 10 лет, развитие удаленных территорий, а также смежных отраслей экономики.

Объявляя себя фракцией конструктивной оппозиции, «ЯБЛОКО» неоднократно критиковало законы, вносимые на рассмотрение в Думу, в частности бюджеты 1996-2000 гг. С 2000 г. группа депутаты фракции под руководством Явлинского разрабатывают альтернативные проекты государственных бюджетов. Государственные приоритеты, выделяемые в альтернативных бюджетах фракции: укрепление обороноспособности страны, развитие образования, проведение судебной и военной реформ, были подкреплены финансовыми обоснованиями и расчетами. Предложения фракции по дополнительным доходам бюджета использовались правительством РФ в проектах бюджета 2001-2003 гг.

Предложения по снижению налогового бремени, обоснованные группой экономистов под руководством Явлинского еще в середине 1995 г., были учтены правительством при проведении налоговой реформы 2000 г.

Явлинский - политик, признаваемый и уважаемый мировой демократической общественностью. На заседании международного «Форума 2000» (Прага, 2001 г.), посвященном вопросам борьбы с мировым терроризмом, поправка Явлинского о необходимости всеобщего начального бесплатного образования для детей во всем мире была внесена в Пражскую Декларацию и имела положительный резонанс в мире.

С декабря 2001 г. по июнь 2008 г. - председатель Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО». С июня 2008 г. – член Политического комитета партии. C декабря 2015 г. - председатель Федерального политического комитета.

В 2003 г. разработал план демонтажа олигархической системы и преодолению последствий криминальной приватизации, который, в частности, предполагал введение однократного компенсационного налога. В 2005 году план был доработан и описан в книге «Дорожная карта российских реформ».

С 2004 г. - профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

В 2005 г. защитил докторскую диссертацию в Центральном экономическом институте РАН по теме «Социально-экономическая система России и проблема ее модернизации».

В начале 2009 года, на волне мирового экономического кризиса, предложил стратегию «Земля – Дома - Дороги». Стратегия предусматривала безвозмездную передачу гражданам земли для домового строительства; льготное кредитование населения; подведение дорог и коммуникаций за счет резервных фондов государства. Результатом должен был стать резкий рост внутреннего спроса, мультипликативный рост занятости, заселение страны, решение демографической проблемы.

В 2010 г. в результате альтернативного голосования избран председателем Экспертного совета по экономическим реформам российской общественной организации Новая Экономическая Ассоциация.

С 2011 по 2016 гг. руководил фракцией «Яблоко» в Законодательном собрании Санкт-Петербурга. Разработал в частности большой проект поправок в закон о бюджетном процессе, направленный на обеспечение прозрачности, эффективности и содержательности процесса рассмотрения законов о бюджете. Законопроект был принят в первом чтении. Кроме того разработал комплексную программу капитального ремонта и модернизации системы теплоснабжения, ее принятие позволило бы значительно (минимум на 50%) понизить платежи петербуржцев за тепло. Подготовил концептуальную стратегию «Большой Петербург. XXI век», в которой совмещены экономический, пространственный и временной подходы развития всей агломерации Петербурга и Ленинградской области – Большого Петербурга.

Женат, двое сыновей.

Родители