Андрей Левкин, levkin@russ.ru

Минувший уик-энд навсегда теперь связан с Григорием Явлинским. С субботы по воскресенье он успел появиться в программах «Смак» (ОРТ, у Макаревича), «Здоровье» (ОРТ, у Малышевой), «Третий тайм» (НТВ, у Шустера), «Женские истории» (ОРТ, вместе с женой, у Татьяны Пушкиной).

То есть по темам получается, что Явлинский заполнил собой конкретные рубрики журнала для семейного чтения: «Кулинария», «Здоровье», «Спорт» (даже точнее — «Футбол»), «Семья». Главная особенность всех четырех появлений Явлинского в «выходном эфире» — ни слова конкретно о политике.

То ли уж это все придумано как «асимметричный ответ» в адрес и.о. президента, выпустившего книгу своих диалогов с журналистами, то ли этот ход был придуман «яблочниками» заранее. Не важно, на самом деле, потому что все это в самом деле очень мило, хотя и несколько подавляет количеством. Но ведь хорошего человека мало не бывает.

Все четыре текста (транскрипты передач) «Яблоко» немедленно разместило на своем сайте, где их и можно прочесть (ссылки внизу), при этом публикации весьма неплохо проиллюстрированы скриншотами самих передач.

Поэтому здесь — только короткая реклама материалов, размещенных на сайте «Яблока».

Во-первых, все это совершенно политкорректно. Ни в одном из четырех материалов ни словом не упоминаются какие-либо политики по именам. И вообще, политики почти нет. Что удивительно — г-н Явлинский оказывается столь приятным собеседником, что факт отсутствия политики в его речах ровным счетом ничего не убавляет в его обаянии.

Во-вторых, все это весьма познавательно. В частности, приводится рецепт быстрого излечивания от простуды и — косвенно — можно понять, как делать вареники с картошкой.
Тут возникают даже художественные переклички. В «Смаке»:
Макаревич: Я могу тем временем лучок порезать, скажем, чтобы времени не терять.
Явлинский: Да, конечно.
Макаревич: Так. Хватит лука?
Явлинский: Хорошо.
Макаревич: Нет, по ощущению. Теперь лучок мы используем для того, чтобы потом сверху посыпать?
Явлинский: Нет-нет, это внутрь, сверху — нет.
Макаревич: А мы еще на сковородочку немного лучка.
Явлинский: Да, конечно.

Аналогичная тема проходит и в «Здоровье», только вместо «лучка» — чеснок:
Явлинский: Если взять чеснок, натереть его в горячее молоко, выпить и лечь спать, то утром почти всегда просыпаешься без простуды.
Малышева: Я специально вам подготовила и хочу, чтобы сейчас Григорий Явлинский показал нашим зрителям свой собственный народный рецепт. Могу помочь. Терка или мелко порежем?
Явлинский: Мелко порежем, это все равно.
Малышева: Давайте. Сами порежете.
Явлинский: Пожалуйста, я буду руководить.
Малышева: Как настоящий мужчина.
Явлинский: Да, я буду руководить.
Малышева: Как я режу, правильно? Одобряете?
Явлинский: Да, режете правильно.
Малышева: Это измельчим. Ничего?
Явлинский: Ничего. В смысле, что недостаточно мелко, но ничего, что ж.
Малышева: Тогда режьте сами.
Явлинский: Сейчас будем резать сами.

В-третьих, «Здоровье» весьма толково и решительно ненавязчиво объяснило, отчего сердечный приступ Явлинского двухлетней давности никоим образом не влияет на его физическое состояние. Подозревать Явлинского в том, что весь визит на эту передачу был предпринят только для «озвучки» этого факта, было бы нехорошо, так что остается только запомнить название лекарства, весьма ему помогшего: «тромболизис».

В остальном, кстати, «Здоровье» что-то слишком все перемешало — тут и здоровье, и зачем-то бокс, и родители, и семья. В самом деле, программе «Здоровье» трудно делать материал о здоровом человеке. Отчего Явлинский и вынужден сообщать из телевизора о том, что «штанга очень хорошо влияет на предплечье, на дельтовидные мышцы, на грудную мышцу, на шею. И весь этот комплекс мышц дает очень хороший удар. Очень хороший, особенно если попал. Если, конечно, не попал, то там никакая штанга не поможет». Но это, конечно, лирическое отступление от рекламного анонса.

Так вот, в-четвертых, Явлинский впервые появился на ЦТ не один, а с женой (у Пушкиной). Жена, впрочем, сказала, что «я бы хотела для него другой карьеры». И в этом есть некоторый штамп, свойственный российской политике, — все политики как бы и не политики вовсе, а заслуживают — по мнению близких — куда лучшей участи. В случае с Явлинским это действительно не выглядит кокетством.

То есть вот странность — никогда ранее не допускавший свою семейную жизнь на телеэкраны, тем более в предвыборных целях, Явлинский наконец пошел на это. Иными словами, «позиционировал» себя как самого настоящего претендента в президенты, который играет уже без всякой оглядки. А результат — ровно обратный: Явлинские настолько у Пушкиной милы, что и в самом деле — какие уж тут вопросы про политику, только о семье.

В-пятых, Явлинский оказался весьма компанейским. Из «Смака»:
Макаревич: Григорий Алексеевич, какое ваше отношение к спиртным напиткам?
Явлинский: Хорошее. Замечательное.
Макаревич: Серьезно?
Явлинский: Абсолютно положительное.
Макаревич: Потому что я лично воспринимаю вареники как закуску.
Явлинский: В общем, я могу вас спросить, что вы воспринимаете иначе? Это не от этого зависит. Это просто какой-то обман трудящихся. Закуской может быть все, просто все. Если хочется выпить, то все — просто закуска.
Макаревич: А вот смотрите: скажем, какой-нибудь ликер под вареники не пойдет.
Явлинский: Нет-нет-нет, там нужна в лучшем случае горилка. А если горилки нет, тогда портвейн.
Макаревич: Некоторые думают, что горилка — какая-то особенная водка. Нет, горилка — это водка на украинском языке. Верно?
Явлинский: С перцем.
Макаревич: Желательно с перцем. Но бывает и без перца.
Явлинский: Бывает.
Макаревич: Особенно последнее время. С перцем перебои…
Явлинский: У кого перебои?
Макаревич: На Украине.
Явлинский: С газом у них перебои, а не с перцем. С газом, с перцем у них нет перебоев.

А вот зачем Явлинский пошел к Саввику Шустеру на «Третий тайм», вот этого понять нельзя… Подозревать же его в желании укрепить отношения с радио «Свобода» или НТВ абсурдно, так что — ну зачем ему футбол, когда он, как всем известно, боксер? Вот и пришлось рассуждать о сходстве политика и вратаря (диспутируя с Владимиром Пильгуем): «В политике цена ошибки может быть настолько большой, что она может оказаться непоправимой для многих людей, которые являются жертвой этой ошибки. Но смысл понятия ошибки в политике — это исправление ошибки. В политике часто допускаются ошибки, и отношение к этому может быть только одно — все, что можно, надо исправлять».

И, далее, демонстрируя полное незнание футбольных печалей и тем самым теряя футбольный электорат: » Но у вратаря все-таки есть возможность сыграть еще один матч или даже тур. А ошибка политика может привести к тому, что многие люди лишатся возможности играть дальше».
А ФИЛИМОНОВ???!!! — ахнул у телевизоров электорат, навсегда потерянный Явлинским…

В целом же — блистательный PR выходного дня. Вот только это PR «хорошего человека Явлинского»… Но, по всей видимости, сам Явлинский не имеет ничего против такого поворота дел. Ведь лучше, наверное, когда тебя считают хорошим человеком, а не невразумительным политиком.