Кинофестиваль в Венеции, шестидесятый по счету, дает шанс на триумф российскому фильму режиссера дебютанта Андрея Звягинцева и продюсера Дмитрия Лесневского “Возвращение” (производство – “REN-фильм”).
Это стало понятно 31 июля, когда венецианцы объявили состав участников. Многочисленные прогнозы критиков и обещания организаторов подтвердились – юбилейный фестиваль соберет лучшие имена. Всех, кого не дождались Канны, примет Венеция. Чемоданы пакуют – Вуди Ален, Бернардо Бертолуччи, братья Коэны, Джим Джармуш. Но без энтузиазма – их работы идут вне конкурса. В России тоже сборы. Дебютный фильм режиссера Андрея Звягинцева и продюсера Дмитрия Лесневского “Возвращение” едет бороться с работами Паоло Бенвенутти, Такеши Китано, Маргарет фон Тротта, Марко Белоккио. “Возвращение” не только попал в конкурсную программу самого престижного мирового фестиваля, но и уже успел сильно рассорить благородное международное фестивальное “сообщество”.
Вокруг “Возвращения” развернулась история “как в кино”. Первый полнометражный широкоформатный фильм молодого режиссера Звягинцева и продюсера Лесневского, снятый на студии “REN-фильм”, к понятному удивлению самих создателей, оказался приглашенным на главные кинофестивали планеты – в Торонто, Монреаль, Локарно и Венецию. Фестивали запросили картину не только неожиданно, но и почти одновременно, поэтому с блестящим будущим для “Возвращения” приходилось определяться на ходу. Продюсер Дмитрий Лесневский оказался в непростой, но, наверное, приятной ситуации – ему пришлось отказывать тем, кто обычно не слышит отказов.
Сначала “Возвращение” запросили из Торонто. Крупнейший неконкурсный фестиваль в мире не ревнив к показам на других фестивалях и, как правило, заканчивается для картин хорошими продажами. На него “Возвращение” осенью обязательно поедет. Потом поступило лестное приглашение в конкурс от престижного монреальского фестиваля. На него уже было согласились, но тут стало известно, что российскую картину берет в конкурс фестиваль в Локарно. Милаш Форман, Михаэль Ханеке, Александр Сакуров, Джим Джармуш – эти режиссеры были открыты в Локарно, и в значительной степени своей будущей славой обязаны фестивалю. Но тут произошло совершенно феноменальное явление – фильм пригласили в конкурсный показ венецианского фестиваля.
Ситуация складывалась беспрецедентная. Экспертов начали просить ее комментировать, когда Локарно еще надеялось на “Возвращение”, а сам Звягинцев уже надеялся на Венецию. Кинокритик, председатель отборочной комиссии ММКФ, Кирилл Разлогов считает, что в скором будущем в мире спрос на “Возвращение” многократно возрастет:”Судя по всему, у картины есть международный потенциал. И после того, как она пойдет в Торонто, ее можно сдавать на двадцать-тридцать других фестивалей более мелкого калибра, которые не требуют эксклюзивности”. Председатель союза кинематографистов Никита Михалков, как и Кирилл Разлогов, не имел возможности увидеть картину, но к ситуации, когда и Монреаль и Локарно и Венеция зовут в конкурс, отнесся позитивно. “Произошел редчайший замечательный случай, я рад за режиссера и продюсера Лесневского”, – заметил обладатель “Золотого льва” Венецианского фестиваля.
“Возвращение” было кинодебютом и для “REN-фильма”. И тут надо понять, как удалось произвести фестивальный продукт в компании, специализирующейся на съемках телевизионных сериалов? Известно, что “REN-фильм” с первого дня своего существования заявлял, что снимает сериалы по принципам и технологиям большого кино, и когда смотришь знаменитый “NEXT”, кажется, даже понимаешь, что это за принципы и технологии. Их “Нину”, “Провинциалов”, “Клетку” показывают по всем каналам, и надо сказать, что лучшие сериалы “REN-фильма” по рейтингам часто оказываются просто лучшими сериалами вечера, недели и т.д. Венецианский успех фестивального фильма, как ни странно, стал оценкой и для всех сериалов “REN-фильма”. Потому как на студии, утратившей вкус к настоящему кино, никогда бы не появился такой фильм, как “Возвращение”. Его бы там просто не начали снимать.
Возвращение
Первое широкоформатное полнометражное кино REN TV с технологией звука “Dolby Digital”
Производство: REN-фильм – дебют!
Продюсер: Дмитрий Лесневский – дебют!
Режиссер: Андрей Звягинцев – дебют!
Сценарий: Владимир Моисеенко, Александр Новотоцкий
Оператор: Михаил Кричман – дебют!
Композитор: Андрей Дергачев
Звукорежиссер: Андрей Худяков
Художник: Жанна Пахомова – дебют!
Исполнительный продюсер: Елена Ковалева
В ролях: Владимир Гарин, Иван Добронравов, Константин Лавроненко, Наталья Вдовина, Галина Петрова
35мм
Dolby Digital
В жизни двух братьев неожиданно возникает отец, знакомый им только по фотографии десятилетней давности. Появление странного, чужого для них человека переворачивает их жизнь, когда отец вырывает ребят из привычного существования в тихом родном городе и привозит на заброшенный остров…