ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
103132, Москва, ул. Ильинка, 10.
21.03.2000 №05-18/2362
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
Руководителю фракции «Яблоко» Явлинскому Г.А.
Уважаемый Григорий Александрович!
Ваше обращение, поступившее в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации 20 марта 2000 года, рассмотрено.
По результатам рассмотрения Генеральному директору «ОРТ» К.Л. Эрнсту, а также Министру Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций М.Ю. Лесину были направлены соответствующие обращения (прилагаются) для принятия мер, предусмотренных федеральным законодательством.
Приложение: на 4 листах.
В.С. Власов
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
103132. Москва, ул. Ильинка, 10.
21.03.2000 №05-18/2360
Министру Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Лесину М.Ю.
Уважаемый Михаил Юрьевич!
Информируем Вас о том, что в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации поступило обращение зарегистрированного кандидата на должность Президента Российской Федерации Г.А. Явлинского в связи с отказом Директора по административным и юридическим вопросам «ОРТ» М.М. Мартиросовой разместить рекламный ролик Г.А. Явлинского на телеканале «ОРТ».
Как следует из обращения, рекламный ролик должен был выйти в эфир на телеканале «ОРТ» 20 марта 2000 года в рамках отведенного эфирного времени в соответствии с пунктами 12 и 14 статьи 49 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» (далее — Федеральный закон). Предоставление данного эфирного времени за плату производится на основании договора, заключенного между организацией телерадиовещания и зарегистрированным кандидатом, условия которого должны соблюдаться обеими сторонами.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации», а также Федеральным законом, организация телерадиовещания вправе не допускать обнародования информации при использовании зарегистрированным кандидатом эфирного времени для целей предвыборной агитации лишь в случаях, предусмотренных федеральным законодательством. К таким случаям, как следует из положений пункта 1 статьи 53 Федерального закона, а также статьи 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», относится использование средств массовой информации для агитации, содержащей призывы к насильственному захвату власти, насильственному изменению основ конституционного строя, нарушению целостности Российской Федерации, а также для агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную и религиозную ненависть и вражду. Кроме того, организация телерадиовещания не вправе допускать обнародования информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, если она не может предоставить зарегистрированному кандидату возможность бесплатно обнародовать опровержение и иное разъяснение. В остальных случаях организация телерадиовещания не вправе по своему усмотрению решать вопрос о возможности выхода в эфир рекламного ролика зарегистрированного кандидата по причине его «нецелесообразности», поскольку, в соответствии с пунктом 2 статьи 44 Федерального закона, зарегистрированный кандидат вправе самостоятельно избирать характер своей предвыборной агитации.
Также следует отметить, что в случае нарушения зарегистрированным кандидатом в ходе использования эфирного времени, предоставленного за плату, условий, предусмотренных Федеральным законом, организация телерадиовещания вправе обратиться в суд с требованием о расторжении договора о предоставлении эфирного времени.
С учетом изложенного, просим обеспечить соблюдение требований федерального законодательства о выборах общероссийскими организациями телерадиовещания в период проведения выборов Президента Российской Федерации при предоставлении эфирного времени зарегистрированным кандидатам на должность Президента Российской Федерации для целей предвыборной агитации.
Приложение: на 5 листах.
В.С. Власов
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
103132. Москва, ул. Ильинка, 10.
21.03.2000 №05-18/2361
Генеральному директору ОРТ ЭРНСТУ К.Л.
Уважаемый Константин Львович!
В Центральную избирательную комиссию Российской Федерации поступило обращение зарегистрированного кандидата на должность Президента Российской Федерации Г.А. Явлинского в связи с отказом Директора по административным и юридическим вопросам «ОРТ» М.М. Мартиросовой разместить рекламный ролик Г.А. Явлинского на телеканале «ОРТ».
Как следует из обращения, рекламный ролик должен был выйти в эфир на телеканале «ОРТ» 20 марта 2000 года в рамках отведенного эфирного времени в соответствии с пунктами 12 и 14 статьи 49 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» (далее — Федеральный закон). Предоставление данного эфирного времени за плату производится на основании договора, заключенного между организацией телерадиовещания и зарегистрированным кандидатом, условия которого должны соблюдаться обеими сторонами.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации», а также Федеральным законом, организация телерадиовещания вправе не допускать обнародования информации при использовании зарегистрированным кандидатом эфирного времени для целей предвыборной агитации лишь в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
К таким случаям, как следует из положений пункта 1 статьи 53 Федерального закона, а также статьи 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», относится использование средств массовой информации для агитации, содержащей призывы к насильственному захвату власти, насильственному изменению основ конституционного строя, нарушению целостности Российской Федерации, а также для агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную и религиозную ненависть и вражду. Кроме того, организация телерадиовещания не вправе допускать обнародования информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, если она не может предоставить зарегистрированному кандидату возможность бесплатно обнародовать опровержение и иное разъяснение. В остальных случаях организация телерадиовещания не вправе по своему усмотрению решать вопрос о возможности выхода в эфир рекламного ролика зарегистрированного кандидата по причине его «нецелесообразности», поскольку, в соответствии с пунктом 2 статьи 44 Федерального закона, зарегистрированный кандидат вправе самостоятельно избирать характер своей предвыборной агитации.
Также следует отметить, что в случае нарушения зарегистрированным кандидатом в ходе использования эфирного времени, предоставленного за плату, условий, предусмотренных Федеральным законом, организация телерадиовещания вправе обратиться в суд с требованием о расторжении договора о предоставлении эфирного времени.
Дополнительно сообщаем, что в случае нарушения организацией телерадиовещания порядка проведения предвыборной агитации, установленного Федеральным законом. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе обратиться в суд представлением о привлечении организации телерадиовещания к ответственности на основании статьи 53 Федерального закона, статьи 4 Федерального закона «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах».
В.С. Власов