(Э. Лимонов о русской и советской литературе на фоне его собственных мировоззренческих предпочтений. – Э. Лимонов о путях к «хорошей жизни». – Никакой поддержки красно-коричневым и прочим перевертышам от политики, в какие бы оппозиционные одежды они не рядились! – Выводы)
…Посмотрел много из того, что смог скачать на тему «нацболов» из Интернета с их же двух конкурирующих сайтов. Пробежал галопом, — с небольшими остановками, — по нескольким книжкам Лимонова, из тех, что были в моей библиотеке. Кое-что ещё прикупил. Обязательно процитирую.
Вот «коротко» суть того, что я могу теперь более или менее внятно сказать в связи с проблемой наших «неожиданных» и довольно бесцеремонных попутчиков в лице «лимоновцев».
Э. Лимонов о русской и советской литературе на фоне его собственных мировоззренческих предпочтений
Поскольку я человек, преимущественно, книжный, то мне представилось, что будет продуктивнее, если я начну свое нынешнее «расследование» с лимоновского литературоведения. Я так и сделал, и этот путь, как выяснилось, оказался единственно верным. Во всяком случае – для меня. В самом общем виде мой основной вывод и тезис таков.
На данном поприще Лимонов проявляет себя не столько как эксперт, сколько как человек, с необычными «вкусовыми» пристрастиями (точнее — антипатиями) и даже со своеобразными чертами характера, сформировавшимися, насколько я могу судить, под тяжестью изнурительного писательского труда и довольно авантюрного образа жизни.
Из литературоведческих проявлений Лимонова наиболее существенна, на мой взгляд, – бездоказательная (похоже, что это уже привычка), декларативная необъективность на грани свирепой тенденциозности в оценках по отношению к общепризнанным в мире российским литературным авторитетам. (Повторяется история с В. Сорокиным, хотя первым из них двоих, наверное, был всё же Лимонов).
Бросается также в глаза едва сдерживаемая его болезненная рефлексия по любому поводу, связанному не только с писательством, как таковым, но и с самим существованием (то есть, с экзистенцией, выражаясь в терминах соответствующего направления в философии) Эдуарда Лимонова – индивидуума, личности, гражданина, общественного деятеля – особенно, в его крайних состояниях, испытываемых в пограничных ситуациях. Возможно, гипернервозность Лимонова объясняется тем, что основной герой его повествований, — практически, он сам. Такой литературный приём, кроме известных преимуществ, имеет один серьезный недостаток. Жить приходится денно и нощно «под колпаком» у себя самого, точно со встроенной «подробнейшей» видеокамерой, с жестким посекундным таймером. И главное — без дублей. Не каждому по плечу такое. Не у всех нервы – канаты.
Нетрудно догадаться, что у такой поэтической, романтической, авантюрной и взвинченной личности, как Лимонов (настоящая фамилия — Савенко), нервная система имеет довольно тонкую структуру. И хотя он может отжаться более трехсот раз кряду в тюремной камере, для него частые срывы в скандалы и обыкновенный мордобой, иногда, даже с последствиями в виде проломленного лба, – это едва ли не повседневность. При этом следует учесть, что от эксцесса к эксцессу потребность в адреналине не уменьшается, а наоборот — увеличивается. Писательство и психофизиология требуют всё новых и новых впечатлений и ощущений. Вот откуда ещё – «фирменные» экстравагантности Лимонова, любовь к перемене мест, к новым встречам, занятиям и увлечениям…. И такой темп — на протяжении нескольких десятилетий…. А ресурса-то – всё меньше и меньше….
Что же конкретно показал мой оперативный анализ? – За немногим исключением, вся отечественная проза и поэзия 19-20 вв., согласно Лимонову, – это роковая, практически, черная страница в истории России.
«Утверждаю, – решительно заявляет Лимонов – именно потому, что Россия потребляла Чехова, Толстого, Пушкина, Достоевского в лошадиных дозах, именно поэтому мы – отсталая, терпящая поражение за поражением держава». («Трупный яд XIX века» – См. Сборник: Поколение «Лимонки». – Екатеринбург: Ультра. Культура, 2005, с. 337. Здесь и далее подчеркнуто мной. – В.К.)
По-моему, утверждение это – глубоко ошибочное. В прошлый раз нас по-тихому уверяли, что в одном из самых роковых поворотов в российской судьбе были виноваты страстные евреи. И вот, на тебе: ещё одна литературная знаменитость преподносит вторую версию нашей истории. Но спорить тут не с чем – роль художественной и близкой к ней литературы, конечно же, здесь непомерно преувеличена. В противном случае, например, причину Первой мировой войны нам пришлось бы объяснять исключительно тем, что, мол, ницшеанство с его культом силы стало литературным поветрием в среде немецкого бюргерства. Вряд ли это было так. И даже если нечто подобное происходило – нам всё равно пришлось бы ответить на конечный вопрос: что именно взрыхлило немецкую почву так, что брошенное в неё семя «сверхчеловека» и «немецкого превосходства» над соседями обернулось новым всплеском безудержного милитаризма и непреодолимого стремления к внешней агрессии.
Лимонов также считает, что «Русская классика: Достоевский, Чехов, Толстой и господа литераторы помельче – состоит из тысяч страниц охов, плачей, стенаний. В ней мокро от слёз противно от сумерек. Собачья старость чеховских героев, их тоскливая старческая буржуазность… извратила образованного русского человека…. После чеховских книг неудивительно, что вспыхнула революция…». (Там же, с. 339).
Мораль: не читайте Лимонова, отчаянно сегодня призывающего россиян к революции, — и её тогда, наверняка, не будет!
Вроде бы опытный и не раз крепко битый литератор и политик — а всё ещё не понимает, что революцию делают, как правило, не писатели, не их произведения и даже не их внимательные поклонники, а как раз масса тех, кто своих подлинных пророков не знает, не читает и даже, случается, что не слишком почитает.
…Достоевский, — обвиняет Лимонов российскую гордость и классика мирового масштаба, — из своего опыта дрыганья в паутине христианства создал вторую часть «Преступления и наказания» и осквернил свою же книгу, начатую великолепно, и своего уникального героя Раскольникова…». (Там же, с. 340).
Почему осквернил? – А вот, мол, почему, сообщает автор, правда, уже в другой своей книге:
«Родион Раскольников, так правдиво, так захватывающе прорубивший ударами топора не окно в Европу, но перегородку, отделяющую его от Великих, убедившийся, что он не тварь дрожащая, этот же Родион становится пошлым слезливым придурком. Как раз тварью дрожащей. Великолепное лето в Петербурге и великолепно высокое преступление тонет в пошлости и покаянии…
Достоевский умел находить высоких и оригинальных типов в толпе и в жизни: Раскольникова, Мышкина, Верховенского, Настасью Филипповну, наконец. Но он никогда не умел занять своих героев героическим делом…». (Лимонов Э. – Священные монстры. М.: Ад Маргинем, 2004, с. 17).
Итак, «великолепно высокое преступление» — это практически то же самое, что и «героическое дело», подтверждающее, что человек их свершивший – поистине «великий» и «сильный».
Да что там человек! Бери выше — как в «сказке», которую, на ночь глядя, рассказывает своей жене, вернувшийся только что из тревожно вздыбившейся России, герой романа Э. Лимонова «Иностранец. Смутное время» (Новосибирск: Изд-во «Сибирские огни», 1992, с. 253-254).
Суть «сказки» бесхитростна, как табуретка. Некогда могучий Великий народ, обманутый заграничными врагами, своими «образованными людьми, желающими захватить власть в стране…», и «декадентскими вождями», усомнившись в праведности собственной истории, «распустил свои армии, отдал обратно земли», завоеванные «Великим Цезарем», но, к несчастью, безвременно умершим…. В результате, теперь даже самый слабый может обидеть некогда Великий народ. «Большие беды, очевидно, придётся ему пережить, – заключает рассказчик. – Его проблема в том, что он не только поверил в ложь хитрых врагов, но и не разобрался в отношениях между силой и справедливостью. Он стал стремиться к абстрактной стерильной справедливости, не понимая, что сила и есть высшая справедливость…». (Там же, с. 254).
В подобных рассуждениях есть, конечно, определенная доля истины. Но имеется также небольшая неувязочка: нынче в России уже почти полностью воцарился культ авторитарной государственной силы, воплощенной в одном, всем известном человеке. Зачем же тогда так бунтовать против такой власти и даже призывать к революции? Может быть потому, что всё же нехорошо и не совсем справедливо, когда сильный подавляет слабого, как в свое время это делали те же нацисты и в какой-то мере большевики, гибридную символику которых с российским шиком и стилизованным вызовом до сих пор использует НБП? Уж, не о пользе ли фашизма ведет речь писатель?
Нет, говорит «однофамилец» Э. Лимонова, отвечая на реплику своего приятеля в рассказе «Обыкновенная драка». «Я не фашист. В одном журнале написали, что я “правый анархист”… Однако ярлык не имеет никакого значения. Если нелюбовь к уродливым, бесполезным и бездарным людям называется фашизм — тогда я фашист. Вся эта публика оскорбляет чувство эстетизма во мне…. И я ненавижу бесталанных сук вокруг, потому что они меня подавляют. В трёх странах: В СССР, ЮэСэЙ и Франции – политический строй один и тот же – диктатура посредственностей. Человек высшего типа безжалостно подавляется. Наша цивилизация планомерно уничтожает своих героев. Происходит ежедневный геноцид героев. («Обыкновенная драка» – В сборнике: Поколение «Лимонки». – Екатеринбург: Ультра. Культура, 2005, с. 16-17).
В этом же рассказе, буквально через пять страниц Лимонов наглядно покажет, насколько его — «человека высшего типа» — «героический» гнев бывает неукротим и лишен последующих душещипательных интеллигентских комплексов….
Сбив с ног ударом сцепленных в замок ладоней здоровяка-клошара, «наехавшего» на него с приятелем прямо у Центра Помпиду, Лимонов долго и яростно бьет его острыми «сапогами в голову, чтобы он не встал…». И приговаривает при этом:
“Я тебя не трогал, ты первый начал. Первый! Первый! Первый! Я серьезный человек, я не американец, я русский. Мне жизнь не дорога в конечном счете, я из слаборазвитой ещё страны, где пока честь ценится дороже жизни… Я – русский, мазер-факер, ты чувствуешь это на ребрах или нет! Русский… Русский… Меня трогать не надо. Противопоказано. Я полудраться не умею. Я убью тебя на х…”.
«…Я избивал его как символ. В нем, лежащем у стены HLM для художников было воплощено для меня всё возможное зло. Целый набор зла…
“Ну вот и получай теперь, гад! Ты надеялся на лимитированное столкновение, на лимитированную войну, да… Но ты не знаешь русского характера, мудак… Теперь, когда ты тронул меня, гад, война будет до последней ядерной боеголовки, до последнего патрона к Калашникову, до последнего глотка кислорода в атмосфере! Ты надеялся удачным толчком в нос подчинить меня? Эх ты, жалкий мудак… Да я уже десяти лет от роду выучил азиатский прием, может быть подлый, но ведущий к победе: если ты слабее — притвориться побежденным, даже расплакаться, чтобы в удобный момент обрушиться на расслабившихся гадов всей своей волчьей мощью!”.
…Покончив с национальными обидами, я уже пинал его… за себя персонально. За то, что у меня нет паспорта, за то, что моя девушка не звонит мне уже неделю. За то, что он, здоровый битюг, ни х… не делает, отираясь у Центра Помпиду, а я вкалываю всю мою жизнь, и у меня ничего нет! Классовая ненависть работника к подонку, налив мои сапоги свинцом, хлестала его по ребрам…».
Прочитав такое, лучше начинаешь понимать идеологию «национал-большевизма и то, почему ещё на Западе Лимонова охотно печатают и хорошо знают. Он – живое и вместе с тем талантливое литературное воплощение одного из глубинных свойств русского характера — идти в своем бунте до конца. И вместе с тем — это вестник грозной реальности и убедительное подтверждение невыдуманности русского пугала. Честно признаемся – во всём этом есть большая доля общечеловеческой, этноисторической истины и вместе с тем, художественной правды скандального литератора и многоязычного матершинника Лимонова.…
…В целом хорошо, смачно написано. Лимонов и писать и драться умеет…. А вот сострадать — сомневаюсь. Во всяком случае, в рассказе об этом ни слова….
В молодости у меня было несколько примерно таких же драк. Может, правда, не столь профессиональных и убедительно победных. И, разумеется, — без озверения до битья ногами. Но помню, как после каждого из таких своих побоищ мне приходилось подолгу мучиться от стыда и вины, каким бы ухарем я не изображал себя в глазах окружающих, рассказывая о случившемся. В поверженном мной жалком и беспомощном человеке я уже на финише драки не видел врага. Более того, перед моими глазами потом долго ещё стоял его тоскливый, растерянный, остановившийся, потухший взгляд. И был этот взгляд ещё таким, будто, это мой младший брат, которого я так жестоко и безжалостно бил, смотрит на меня с отчаяньем, недоумением и безутешной болью. И хотя такого брата у меня никогда не было, тем не менее, он глядел на меня из другого человека…. Думаю теперь, что, на самом деле, это я тогда всматривался в себя, в чем-то главном в себе преступившего и, потому, действительно виноватого….
И вот о таком-то ощущении вины перед обиженными и падшими, о сочувствии к ним, о мысленном покаянии перед ними и быстрой отходчивости после диких драк и скандалов, то есть обо всём, что так свойственно русским, почему-то не хочет говорить Лимонов. И в этом его не сила, а ущербность, несправедливость человека и общественного деятеля. Полуправда, наконец, художника….
Поэтому неудивительно, что Лимонов невозмутимо продолжает нагнетать и возгонять:
«В XX веке радостными писателями были Николай Гумилёв и Владимир Маяковский. В них без труда находят сегодня начатки русского фашизма. Были ноты ницшеанства или, иначе, протофашизма, в Леониде Андрееве, и в Ропшине-Савинкове, в раннем Максиме Горьком (он даже усы носил под Ницше, а персонажи его пьесы «На дне» пересказывают, не стесняясь, ницшеанские идеи). Но позднее на литературу надели намордник…». («Трупный яд XIX века». В сборнике: Поколение «Лимонки». С. 341).
Советская же официальная литература и киноискусство 60-70 гг. XX века, по Лимонову, вообще, — сплошной серый забор:
«В России проявились…фанерные Егор Исаев, Юрий Бондарев, бесталанные Окуджава… и Евтушенко. Антисоветские, но удручающие, все равно фанерные писатели-диссиденты во главе с Солженицыным…. Всё вышеперечисленное настолько мелкотравчатое и ничтожно, что лежит ниже… ниже уровня моря, ниже всего. Правда, был уровень ещё ниже – массовая советская культура. Достаточно сказать о вкусах советского человека в 70–80-х годах. Прежде всего жанром, наиболее восхищавшим «совков», была пародия: «Собачье сердце» (гнусная антипролетарская книга), «Котлован» (гнусная книга) «12 стульев» (обывательский ночной горшок, слизь и блевотина). В кино шмыгала вовсю по экрану тройка уродов: Никулин, Вицин, Моргунов — сами пародия на киногероев. Их (?) шедевры: «Бриллиантовая рука», «Берегись автомобиля» (?) и прочая дрянь. (?) Надо сказать, что и обывательский шедевр булгаковский том «Мастер и Маргарита» – по жанру своему тоже пародия на исторический роман. Хрустальная мечта обывателя возвысить свое подсолнечное масло, примус, ночной горшок, ЖЭК до уровня Иисуса Христа и прокуратора Иудеи сбылась в этом обывательском московском бестселлере…». ( Там же, с. 342).
Что же в итоге получается? Лимонов явно тоскует о неразвернувшихся «начатках» «русского фашизма» в нашей литературе, о нотах «ницшеанства» и «протофашизма», которым из-за «намордника», мол, не дали-таки прозвучать во весь голос. Его бесит также якобы едва ли не вся сплошь «фанерная» советская литература. (С оторопью соображаю, неужели в эту категорию нам придется зачислить Б. Пастернака, Ю. Трифонова, Вас. Шукшина, Г. Владимова, В. Шаламова, Ю. Нагибина и других талантливых литераторов?).
Но вот почему такая поголовная «беда», если она действительно была, свалилась на Россию сначала в период расцвета «тирании» сильной личности, сверхчеловека Сталина, а потом – в эпоху загнивающего тоталитаризма? – На этот вполне естественный вопрос, Лимонов не даёт вразумительного ответа. Равно как и аргументированных объяснений своим экстравагантным, если не сказать большего, рассуждениям и оценкам. (Впрочем, похоже, что такая мировоззренческая нестыковка связана с некоторым пиететом писателя перед Цезарем, по имени Сталин).
Смысл этого противоречия вполне очевиден. Тем более что ключ к пониманию его истоков нам преподносит на блюдечке сам же писатель. Вот, например, к каким выводам приходит в романе Лимонова про «Иностранца…» «дух Ленина», беседующий со Сталиным.
Ильич был доволен, поскольку увидел: в результате титанической деятельности преемника «Успешно угнездившееся на месте старого государства буйно цвело могучее Древо Союза Социалистических Республик. Голова Государства касалась Берлина, а корни купались в японских водах. Такое, наверное, снилось когда-то Чингисхану. В сущности, свершилось чудо…. У Союза в январе 1924 года был только один шанс — кавказец». Никто, констатирует «дух Ленина», не подошел на роль спасителя страны: «…Иосиф, единственный обладал даром управления». И не просто «даром», а унаследованным «в крови» «свирепым искусством управления человеками». («Иностранец. Смутное время». – Новосибирск: Изд-во «Сибирские огни», 1992, с. 250-251)
С этим потусторонним «ленинским» резюме полностью соглашается и сам автор, «полуприкрывшийся», как он признается, «именем Индиана Ивановича» — главного персонажа романа, в котором описываются события, непосредственно предшествующие развалу СССР.
«Интеллектуалы, вдохновленные ораторы, теоретики…» – как там, Ильич? – «загубили бы Древо в несколько лет…» «ВОТ И ГУБЯТ…» — сказал себе Индиана и заторопился прочь с площади…».
………………………………
…От такого огульно уничижительного и мизантропического литературоведения, от такой беспомощной историографии и от такой безвкусицы, но с многозначительной аллюзией, то есть с намёком на известный мировой киношедевр при выборе в только что процитированном мной романе фамилии главного персонажа, вот уж и в самом деле скулы сводит.
Так что не стоит обольщаться…. Лимонов берёт тёмного обывателя, как он выражается, «за яйца» не только своим бесспорным художественным талантом, но ещё и скандальными, геростратовскими претензиями к знаменитостям, непрерывным эпатажем, натурализмом в описании разного рода непотребных сцен и многоязычным матом.
Например, в своей «Книге мертвых», о которой в аннотации было сказано: “По-настоящему злобная книга”, Лимонов, вспоминая приставленного к нему охранника – 29-летнего Костю Локоткова, верой и правдой служившего ему, но погибшего при странных обстоятельствах, мимоходом оповещает весь мир о некоторых подробностях их взаимоотношений.
Тому, мол, «пришлось видеть всех моих девок (надо полагать, тоже «нацболок» – В.К.), и иногда, что поделаешь, быть свидетелем аморализма своего “хозяина”. В одном купе, возвращаясь из Пскова, пьяная М. сосет внизу член вождя, а охранник делает вид, что спит на верхней (?) полке …». (Книга мёртвых / СПб; Лимбус Пресс, 2000, с. 279).
После такого стыдливого и пророческого по отношению к ещё никому неизвестному Клинтону признания, читатели вправе потребовать от нашего метра, чтобы он честно и подробно рассказал ещё о чем-нибудь в таком же роде. Скажем, — о том, как он ходит в сортир, и каким пальцем при этом предпочитает вытирать задницу? Может, такое откровение тоже сойдет за высокую, новаторскую литературу, а заодно и спасёт Россию?
Э. Лимонов о путях к «хорошей жизни»
В небольшом «тюремном эссе», с многообещающим названием “Речь о «хорошей жизни»” писатель, находясь за колючей проволокой, рассказывает нам о том, какой была обманной идеология хорошей жизни по Гайдару, и какой она стала скромной, но с претензией на справедливость после дефолта 98 года. (См.: Лимонов, Эдуард. Русское психо. – М. .: Ультра. Культура, 2004, с. 147-154).
В этих рассуждениях больших откровений для меня, разумеется, нет. Но мне всё же показалось интересным узнать, какие конкретные «пути» нам в этот раз укажет знаменитый публицист и писатель. Мы только что видели, как он безуспешно пытался развенчать признанных литературных авторитетов, а заодно и христианство с его гуманистической моралью. Делал он это, как я понял, прежде всего, с целью, лишний раз убедить себя самого и определенную часть молодёжи, слепо идущей за ним – «матёрым человечищем», в истинности его крайне сомнительных и социально опасных выводов. Сводятся же они к тому, что, мол, для «Великого человека» и подлинного «героя», что бы ни утверждал Достоевский и прочие российские классики, «всё дозволено», и что, мол, «сила и есть высшая справедливость».
Выяснилось, что и в рассуждениях на тему российского переустройства Лимонов остается верен этим своим двум основополагающим постулатам. Правда, его непрофессионализм на чужом – политэкономическом и политологическом – поле становится намного заметнее.
«Существуют, говорит он, два пути для дальнейших рассуждений» (т.е. для рассуждений, которые я прервал на теме российского постдефолтовского жизнеустройства на момент 2002 года):
1. «Пуститься», мол, в скучные выкладки и доказывать, что через 20 лет мы догоним Португалию по уровню «скромненького» благосостояния.
«2. Второй выход для смело мыслящих. Тот… кто возмутится таким жребием…тот скажет: «Слушайте, это в конце концов невыносимо. Давайте перевернём на хер весь стол, где лежат их подсчеты! Пусть идут далеко с их философией ста рублей, перевернем стол, потопчем их клумбы, и пусть эти степенные мыслители и разумные государственные деятели идут в далекую задницу. Ибо человеческая жизнь сиюминутна, так она задумана, и не вечна. Добыча мелкого сторублевого счастья для будущих поколений ценой тупого принесения в жертву своей жизни — есть злобная сказка. Из двух выборов – человечество и человек — предпочтем естественный – человека. Потому перевернём на хер стол и развалим их копеечные мечты: нам одинаково мало и синицы и журавля. Будем жить современной ордой, нападать, осаждать, сваливаться на голову с вертолётов, беременеть в 13, если пришлось, не переставать стрелять, не бояться рожать, ведь рожают же примитивные и смелые цыгане и их дети здоровы и сильны?! Жить походной жизнью, не бояться умереть, и забыть про ВВП».
Вот так. – Резюмирует Лимонов. – Пусть бьет «хаос» и не стоит его бояться. Человек живет так нудно… потому что сам себя завел во все эти калькуляции, идя придурком за Адамом Смитом, Риккардо, Карлом Марксом и другими вырожденцами — теоретиками и практиками заводов, фабрик и рублей…
Компартия убога: их идеология всего лишь ещё один вариант «Кодекса содержания человека под стражей» на планете Земля. Их вариант предполагает более равные условия для всех человеков, в то время как либеральный предполагает также содержание под стражей, но много масла и мяса для избранных…
«А как ещё жить» — спрашивают многие.
А перевернуть стол.
Думаешь: «ну хоть кто-нибудь пообещал бы плохую жизнь! Вышел бы и сказал: «Русские! Вы будете жить очень херово! Перестанут ходить поезда, вы завшивеете, будет мало пшена и муки… но вам будет очень интересно жить…». Ну, за такие лозунги, разумеется, не проголосуют все неразвитые бабушки и дедушки – сограждане овощи и животные…
На самом деле пенсионерам (здесь не возраст — индикация сословия, но факт проживания на суммы помощи, получаемые от общества) следовало бы жить в отдельном государстве, со своим президентом, который бы потворствовал их неподвижности. А живым, здоровым, сильным нужно бы жить в собственном государстве и там конкурировать как гладиаторам. А не можешь, устал – иди через пески в государство пенсионеров…».
«В подобных высказываниях в 2002 году, – пылко уверяет читателей русский стихийный социал-дарвинист, “правый анархист” и вождь нацболов Э. Лимонов – не так уж много экзотики и совсем нет безумия. Эти рассуждения вполне логичны в наш момент истории человечества…».
Но вот тут-то мы позволим себе решительно не согласиться с уважаемым публицистом и с самым известным в России скандальным литератором-политиком-практиком…. На кого рассчитан весь этот его «зэковский» бред, это откровенное безумие?… Мрачный оптимизм и развесёлый пессимизм, вследствие, очевидно, мозговой завшивленности…. Юродство и вычурная гапоновщина только с обратным вектором направленности…. Навязчивая идея очередного русского апокалипсиса…. Провокационная историческая бесшабашность проигравшегося дотла в карты и от скуки публично сводящего счеты с жизнью с помощью «хренового», но «веселого», коллективного и короткого экстремального существования, означающего, на самом деле, добровольное массовое самоистребление «на глазах у всего изумлённого человечества», как однажды удачно выразился Гоголь….
Нет уж, увольте-с. Жизнь при Путине с его опричниками покажется раем, по сравнению с теми джунглями и зоологией, которые торжественно и откровенно обещает российскому народу литературный хулиган и принципиальный политический маргинал, призывающий, тем не менее, все протестные силы к объединению во имя-де «революции», за которой, уж в этот-то раз непременно последует непреодолимый катастрофический хаос, гибель нации и государства как такового. Вот это и есть то, практически, единственное, что в данной доктрине честно гарантируется.
Никакой поддержки красно-коричневым и прочим перевертышам от политики, в какие бы оппозиционные одежды они не рядились!
Трудно придумать «Яблоку» лучшего способа дискредитировать себя, чем сознательно участвовать в каких либо совместных акциях с политическими движениями типа НБП, откровенно смахивающими на тоталитарную секту. Такие альянсы для партии, диаметрально противоположной политической ориентации, смерти подобны. Особенно, если учесть нынешние российские условия…
Чтобы иметь более или менее точное представление о родословной этой партии достаточно уже одного факта, что исходная при её создании матрица была откровенно фашистской:
«Изначально НБП создавалась, – пишет известный, насколько я понял, нацболовец ортодоксальной ориентации Максим Журкин, – как ультраправая партия. Теоретик, философ Дугин готовил её, исходя из исторических примеров, для повторения истории НСДАП. Предполагалось, что во вновь созданную ультраправую партию хлынут толпы бритоголовых штурмовиков, которые будут маршировать по улицам городов под барабанный бой, размахивая флагами. Власть такую массовую и сильную организацию обязательно зарегистрирует и даст ей выход в легальную политику, что, учитывая популярность НБП, неизбежно рано или поздно приведёт партию к власти.
Однако история распорядилась по-своему: партии не дали пропуск в легальную политику – не зарегистрировали…». (Эволюция идеологии НБП. http://www.nb-info.ru/nba/nba4.htm).
Дописываю 13 апреля 2007 года. То есть через два дня после отправки письма. Вчера в программе Соловьёва «К барьеру» Дугин в полемике с Ерофеевым доказывал, что НБП при её создании замышлялась им – Дугиным (Лимонов в таких делах, мол, ничего не понимает) как антифашистская партия по образцу антигитлеровской заговорщицкой организации (называется фамилия её руководителя), которую, выявив, разгромило ГЕСТАПО тогда-то и тогда-то. Подобные заявления рассчитаны на людей, которые что-то помнят о реальности такого заговора, но программы НБП в варианте 1994 года не читали. Судя по всему, этот документ не читали также ни Соловьев, ни Ерофеев, ни те телезрители, которые звонили на студию и голосовали за того или иного дуэлянта. А ведь он откровенно лгал публике! Одна только фраза с обещанием, «кто был ни кем, тот станет» Геббельсом и Герингом, Жуковым и Ворошиловым уличает этого «штабного» философа во лжи». И вот этот-то явный плут стал победителем в телевизионной дуэли. Не символична ли для нас всех эта игрушечная победа красно-коричневых!?
…Могут сказать, но ведь «нацболы» — это, мол, едва ли не единственная сила в России, которая своими акциями прямого действия, проводимыми на протяжении многих лет, сумела доказать свою дееспособность, оппозиционность, бесстрашие и самоотверженность в борьбе с зарвавшимися властями, несмотря на некоторую сомнительность собственных политических пристрастий. Поэтому закроем, мол, глаза на шершавость и агрессивность идеологии данного движения. В небольших, умеренных дозах, – могут убеждать нас апологеты и адвокаты красно-коричневых (именно в этом неблагозвучном, но очень точном термине – суть национал-большевизма) – она якобы способствует лучшей выживаемости общества. И, мол, мы уже сегодня, на примере того же Санкт-Петербурга, видим, как благодаря таким совместным действиям растёт массовость и накал социального протеста, доставляющего много хлопот действующему режиму власти….
С чем я соглашусь, так это с тем, что НБП – это действительно сегодня общепризнанный «законодатель мод» в новейших эффективных формах вовлечения молодежи в политику. Задача эта решается посредством «обуздания» тусовочной романтики, придания ей экстремальной пикантности путем политического её перенаправления в русло протестных выступлений против вроде бы вполне очевидных российских язв: полицейщины, произвола и безответственности властей.
Однако при этом нельзя упускать из виду следующее. У НБП это получалось лучше, чем у других, и до сих пор получается в силу ряда объективных и субъективных причин, «счастливо» совпавших именно с природой этой партии.
Во-первых, благодаря тому, что во главе этого, в основном, молодежного движения изначально встала пусть не совсем харизматичная, но всё же достаточно незаурядная и в то же время мятущаяся, неустроенная, с авантюристическими задатками, эклектичная личность, — довольно популярный на Западе и в России писатель, экстремал в жизни и в политике Эдуард Лимонов. Вечный – почти что – подросток с характерными для лиц такого возраста комплексами, привычками, взглядами, страхами, тревогами, переменчивыми и противоречивыми пристрастиями.
Возможно, именно с учетом указанных личностных особенностей Лимонова в действующей официальной программе этой «партии» (в редакции 1994 года) было прямо записано, что: «НБП опирается в своей деятельности исключительно на активное меньшинство. Прежде всего на социально неудовлетворенную молодежь: провинциалов, «предпринимателей», рабочих, военных, студентов, маргиналов, милиционеров». (http://smol.nb-info.org/party/1994.html..
Вторым обстоятельством, способствовавшим заметному лидерству «нацболов» в молодежном протестном движении, является именно идеология НБП, от которой нас благодушно или с умыслом призывают абстрагироваться при обосновании необходимости создания сегодня единого протестного фронта, противостоящего авторитарному режиму Путина. Главный носитель и интерпретатор «нацболовской» доктрины – Лимонов. Вождь партии и в некотором роде – даже гуру, если иметь в виду жадно внимающее ему большинство рядовых членов НБП, то есть именно тех, которые, как говорит Лимонов, «идут впереди толпы». Он не только благословляет их «на гражданский подвиг во имя Отечества и грядущей революции», но и постоянно, как легко догадаться, в тех или иных вариациях внушает им, что «всё дозволено», что «сила — это и есть высшая справедливость».
А если при этом учесть, что «истинность» таких наставлений подтверждается ежедневной социальной практикой, навязанной обществу действующими властями и криминалитетом, то стоит ли удивляться явному лидерству в общероссийском протестном процессе молодых ультра – лево-праворадикальных нацболов. (Соответствующую статистику см. в книге Павла Данилина «Новая Молодежная политика 2003—2005. М.: Издательство «Европа», 2006, с. 233-248, 261).
Среди российских партий и движений, мало найдется таких, которые бы обладали идеологией подобной же убойной силы в отношении молодежной массы, вовлекаемой сегодня в политику. Идеологией, прямо скажем, от первого и до последнего слова демагогической, а в некотором смысле, – даже зоологической. Поскольку апеллирует она в основном не к разуму и логике человека, а к его мифологемам, социальным инстинктам и комплексам…. К его потребности в простых и ясных решениях…. К его нетерпению, тут же видеть результат своих протестных действий…. К его вышколенной готовности, «вдохновившись романтикой тюрем и уличной борьбы» (М. Журкин, http://www.nb-info.ru/nba/nba4.htm), выполнять едва ли не любой приказ своего лидера и старшего наставника, особо не задумываясь о последствиях.
При анализе «достижений» НБП важно адекватно оценивать общественную опасность болезненной заостренности идеологии этой партии именно на социальное неблагополучие в отдельных секторах социума. И, в первую очередь — в молодежной среде. Программа этой партии лживо и безответственно утверждает, что все нынешние беды страны можно победить лишь с помощью «Тотального Государства». То есть, – если рассуждать здраво, – победить, опираясь на зло, несопоставимо большее, чем даже нынешний путинский режим. Зло, которое в случае своего воцарения в стране исключает вообще какую-либо возможность протестовать.
Третьим обстоятельством, способствующим уверенному лидерству НБП в уличной демократии, является то, что акции прямого действия, к которым сегодня вынуждена прибегать даже так называемая «системная оппозиция», фактически вытолкнутая режимом на улицу, – это давно освоенная НБП форма протеста. Освоенная уже в силу одного того, что такие акции, – есть то единственное и убедительное, чем данное движение располагает в отсутствие у него какой-либо вразумительной позитивной программы преобразования общества в целом.
Конечно, общий накал протестного движения был бы значительно меньше, если бы действующая власть не способствовала его разрастанию своим вмешательством в партийное строительство и в избирательный процесс. Если бы она не подливала масла в огонь своими «реформами», как всегда, непросчитанными, и главное, несвоевременными и алогичными с точки зрения естественной последовательности осуществления предполагаемых преобразований….
Нам могут резонно указать на то, что, мол, с конца 2003 года НБП «последовательно выступает под либеральными лозунгами». Указать, правда, увязав при этом такие перемены исключительно с деструктивной деятельностью заграничных оппозиционеров Бориса Березовского и Леонида Невзлина, кровно заинтересованных в смене власти в России. (См., например: Павел Данилин, с. 178, 234).
На мой взгляд, в объяснении причин кардинальной смены лозунгов НБП всё же более точен Максим Журкин, на которого мы уже ссылались выше. В своей статье «Эволюция идеологии НБП», размещенной на антилимоновском НБ – портале, под названием «НБП без Лимонова» (http://www.nb-info.ru/nba/index.html) в разделе «Национал-большевизм против лимоновщины», этот «твердый» национал-большевик, указывая на вынужденность лимоновской НБП дрейфовать в своих партийных лозунгах в сторону демократии, отмечает следующее:
«Новый этап в развитии идеологии НБП начался вместе с чередой оранжевых революций, прокатившихся в странах ближнего зарубежья. Правящие круги Российской Федерации, напуганные оранжевой угрозой, начали панически бросать все ресурсы на подавление оппозиционных политических сил, представляющих эту угрозу внутри страны. Для этого ими используются силовые методы, и в частности создание всевозможных формирований для подавления уличной активности оппозиции.
НБП оказалась наиболее видной и в то же время наиболее уязвимой из всех видимых сил этой демократической революции.
Поэтому для того, чтобы весь пресс государства не рухнул на относительно небольшую молодёжную партию, Лимонов начал новый этап ревизии идеологии НБП, постепенно очищая её не только от ультраправых и левых лозунгов, но и от резкого радикализма, внедряя в неё почти пацифистские и толстовские мотивы непротивления злу насилием /«за десять лет существования партия не пролила ни капли крови»/ и теорию добрых дел /«популизм»/ для снискания народной любви.
Таким образом, за десять лет идеология НБП проделала диалектический путь развития и сейчас она практически обратна своим первоначальным идеям. Наша главная надежда остаётся в том, что в ходе стихий политической борьбы и революций партия проделает обратный путь к радикализации и возвращению к первоначальным лозунгам. (http://www.nb-info.ru/nba/nba4.htm. Подчеркнуто мной. – В.К.).
Вот так, с ностальгическими нотками комментирует метаморфозы НБП свой, всё понимающий брат – национал-большевик, но душой их не приемлющий.
В общем надо прямо сказать, что «либерализацию» идеологии НБП довольно резко осуждают в национал-большевистский среде: как в самой партии, так и за её пределами — в кругах, близких к дугинской «Евразии», «синонимичной», как там считают, ранней НБП….
Совершенно по-иному на эти «процессы адаптации к агрессивной среде» смотрят люди демократического склада. Многие их них не верят Лимонову, их не радует смена его политической кожи…
Непримиримую, например, позицию по отношению к НБП и к каким бы-то ни было тактическим альянсам с ней высказала Мариэтта Чудакова в открытом письме своему коллеге по ВГК Георгию Сатарову накануне конференции «Другая Россия», состоявшейся в июле прошлого года. (См. «Вместе с Анпиловым на конференцию придет Сталин…». – «Новая газета», №51, 10. 07. 2006; http://2006.novayagazeta.ru/nomer/2006/51n/n51n-s18.shtml).
Чуть меньше года до этого известный публицист Александр Подрабинек довольно резко высказался в адрес не только НБП, но и правозащитников, а также демократов, выступавших в защиту нацболовцев, приговоренных судом к неадекватно жестокой мере наказания за их протестные действия в связи со вступлением в силу 122-го Закона. Приведу фрагмент из его статьи «Крокодилы ищут друзей», в качестве примера достаточно информативной и вполне логичной аргументации недопустимости каких-либо союзов правозащитников и демократов с НБП:
«Крокодил, оттого что он съел моего врага, не становится моим другом», — сказал какой-то остроумный мыслитель. С этим не согласны некоторые российские правозащитники и демократы, записавшие Национал-большевистскую партию и ее лидера Эдуарда Лимонова в свои союзники по борьбе с путинскими порядками….
…Что такое, в конце концов, НБП? Духовное родство с национал-социализмом и большевизмом отражено и в названии партии, и в ее флаге, разительно похожем на нацистский. На веб-сайте НБП размещены два программных документа: программа 1994 года, представляющая сущность идеологии партии и ее стратегические цели; и программа-минимум 2004 года, объясняющая, почему НБП выступает конкретно против режима президента Путина. В последней сказано много правильных слов о свободе, выборах и цензуре, что должно понравиться демократам: «Дать свободно развиваться гражданскому обществу в России», «упростить регистрацию политических партий», «не препятствовать деятельности независимых СМИ», «отменить привилегии для чиновников» и т.д. Демократы просто обязаны понять из этого документа, что НБП эволюционирует и становится партией демократического толка. Для тех, кто хочет обмануться, документ бесценный. Но тот, кто обманываться не хочет, прочтет программу 1994 года, которая до сих пор остается действующим документом этой партии.
Документ стоит того, чтобы прочитать его целиком и развеять иллюзии относительно национал-большевиков с человеческим лицом. Приведу лишь некоторые цитаты без каких-либо комментариев».
«Сущность национал-большевизма — испепеляющая ненависть к античеловеческой системе троицы: либерализма/демократии/капитализма».
«Внешние враги национал-большевизма: Большой Сатана — США — и мондиалисты Европы, объединенные в НАТО и ООН».
«Глобальная цель национал-большевизма — создание Империи от Владивостока до Гибралтара на базе русской цивилизации».
«Расторгнем все договора с Западом… Откажемся отдавать кредиты и арестуем все иностранные вложения в России… Дабы остановить агрессивное нашествие иностранных товаров и их низкопробной масскультуры, опустим железный оградительный занавес на наших границах».
«Разгромим преступный мир. Лучшие его представители пойдут на службу нации и государству. Остальные будут уничтожены военными методами».
«Придя к власти, НБП произведет революционные по своим масштабам преобразования в России, построит ТОТАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО, права человека уступят место правам нации. Внутри страны будет установлен железный русский порядок, климат дисциплины, воинственности и трудолюбия».
«Кто был ничем, тот станет Дзержинским, Геббельсом, Молотовым, Ворошиловым, Чиано, Герингом, Жуковым. Россия вся будет принадлежать нам».
Такова партия, в защиту которой призывает выступать некоторая часть российского правозащитного движения и совместно с которой проводит уличные акции протеста.
Эдуард Лимонов — человек, безусловно, неглупый. Приняв два программных документа, взаимоисключающих друг друга, он пытается использовать демократов и правозащитников для решения сиюминутных политических задач и в то же время защититься от возможных обвинений своих соратников в ренегатстве и отступлении от партийных принципов. Испытанная большевистская тактика. Хоть и национал, а всё же большевики!
А что же правозащитники, взявшие себе в попутчики национал-большевиков? Они надеются, что Лимонов — меньшее зло, чем Путин? Они намерены пройти в обнимку с лимоновцами весь путь до крушения Путина и победить? Они рассчитывают на честный диалог с национал-большевиками, когда Путин сгинет или когда стараниями НБП «внутри страны будет установлен железный русский порядок»?….
….Когда-то, на заре ХХ века, либеральное российское общество точно так же сочувствовало социал-демократам и большевикам, потому что они — политзаключенные и жертвы царского режима. Все были одержимы одной идеей: свергнуть царизм любой ценой и любыми средствами. Чего бы это ни стоило и с кем бы вместе ни пришлось это делать. Тогда казалось, что ничего хуже царизма нет и быть не может. А когда эти бывшие политзаключенные пришли к власти, те из российских либералов, которых не расстреляли в революцию и Гражданскую войну, вспоминали монархию как время стабильности, мира и процветания.
Поэтому «Свободу всем политзаключенным!» – и будь что будет. Обменяем остатки сегодняшней свободы на новый национал-большевистский ГУЛАГ с железным русским порядком за железным российским занавесом». (http://2005.novayagazeta.ru/nomer/2005/78n/n78n-s20.shtml. – Подчеркнуто мной. – В.К.).
Конечно, критика публицистом правозащитников несколько чрезмерна. Власти и суд явно превысили свои карательные полномочия по вполне очевидному делу, наказав весьма примерно тех, кто громче всех об этом безобразии заявил, и в то же время оставив в силе закон № 122, нанесший огромный финансовый и моральный ущерб государству и обществу в целом, и не отправив сразу же в отставку его проштрафившихся авторов. Кому об этом в первую очередь говорить? Ясно – правозащитникам.
Что касается НБП, то тут я полностью согласен с Подрабинеком: Демонстративная либерализация лозунгов данной структуры — это, может и вынужденная мера, но от этого суть НБП, а уж тем более её лидера, не изменится. Думается, что политик Лимонов в данном случае всего лишь применил свой испытанный, притворный и коварный «азиатский способ», описанный писателем Лимоновым в рассказе «Обыкновенная драка». (О нём я подробно говорил в первом разделе письма). Сегодня Лимонов пытается убедить всех, в том числе Вас, Григорий Алексеевич, лично, что-де НБП никогда, мол, не была фашистской партией.
«То, что вашим слабым умам, — клеймит нас профессиональный сочинитель – представляется предосудительным «фашизмом», было коротким периодом становления новой, современной идеологии. Поскольку партию создали в свое время люди искусства, свободные люди, то они не боялись ворошить историю, искать и находить. В конце концов, партия нашла себя и свою пронародную идеологию. И не…нищим духом и убогим умом судить нас».
(См.: статью Э.Лимонова «Штрейкбрехеры» на сайте grani.ru/Politics/Russia/Parties/m.108517.html.)
И всё же каков наш писатель в гневе! Кто же мешал Вам, Эдуард Вениаминович, откреститься от коричневой чумы лет хотя бы эдак 13 назад, а заодно сменить название партии и отказаться от её откровенно профашистской символики? Видать, – не очень-то хотелось, поскольку, должно быть, вместе со своим бывшим соратником Дугиным Вы испытали некогда большое наслаждение от откровенного и безответственного глумления над политической историей России. И воспоминания об этом празднике своеволия, возможно, до сих пор греют Вашу исстрадавшуюся душу. Когда «всё дозволено» — чего ж не потешиться! К счастью, не все у нас в России желают участвовать даже в роли статистов в подобной грязной игре. – В.К.).
Относительно остальных участников Другой России и её вождей много говорить считаю нецелесообразным. Тут всё давно уже ясно. Там собрался практически отработанный или основательно подпорченный материал, но, тем не менее, надеющийся на чудесную самореанимацию. Своей деятельностью эти люди лишний раз дискредитируют российскую демократию и так уже дышащую на ладан. Кроме того, изображая из себя мощный центр лево-правой оппозиции, они, попросту говоря, выступают в качестве самозванцев, представляющих якобы здоровые силы общества, способные спасти его. В этой незавидной роли они во всю свою хилую мощь подыгрывают власти, по-гапоновски провоцируют протестные силы и дезориентируют общество в целом, сея в нём политические иллюзии….
…На обвинения Лимоновым в «трусости» и «барстве» отвечать, думаю, не следует.
Нельзя также забывать о постоянной угрозе, исходящей от Дугина и его команды. Судя по всему, он всё ещё является определенным авторитетом для Кремля. Несмотря на то, что его «Евразия» закрыта, идеи программы НБП – 1994 (как концепции) в некоторых ключевых её моментах давно уже реализуются. Правда, в более осторожной форме, по сравнению с тем, как это планировалось в 1994 году.
Выводы
1. Сегодня «Яблоко» активно маргинализируют четыре силы:
– власть,
– потенциальные, реальные и фантомные конкуренты из числа «бывших» (последние кусают больнее всех),
– прирожденные маргиналы, подобные НБП,
– внутренние неустойчивые «элементы», слишком нетерпеливые, недальновидные и недостаточно проникнувшиеся идеологией партии, либо, возможно, перепутавшие двери. Внутрипартийная демократия и самостийность – вещи абсолютно разные.
2. Компромиссы возможны и полезны только с теми, кто честен. Договариваться, например, о побеге из лагеря с зэком, который, наверняка, планирует тебя потом в тайге элементарно «схарчить» – безрассудно.
3. Майдан в условиях путинской России – это не революция, а её абортация. Пусть о ней и дальше грезят лондонские и внутрироссийские авантюристы.
Кандидат экономических наук
Владимир КОТЛЯРОВ
Новосибирск
5 – 11 апреля 2007 года