Будут ли извлечены уроки из трагических событий в Москве? Ответ на этот вопрос косвенно дают некоторые официальные лица, события последних дней и пропаганда государственных СМИ. Резюмируя, можно утверждать: да, уроки будут извлечены, но, похоже, совсем не те, которые нужны для предотвращения подобных трагедий впредь. Из подтекста официальной реакции видны следующие варианты ответа на вызов терроризма:

отказ от любых форм политического диалога в Чечне. Все усилия сегодня направлены на вычеркивание реальных партнеров по такому диалогу. Делается ставка на эскалацию зачисток и акций возмездия;

уход от разговора об ответственности милиции и спецслужб за террористический удар по Москве. Смещение огня критики в сторону демократических институтов: излишне свободной прессы, "либерального" режима регистрации и т. п. Соблазн "завинчивания гаек";

нагнетание ура-патриотизма в ущерб трезвому анализу в оценке случившегося как основы для решительных действий.

Нетрудно представить, к чему приведет политика, основанная на этих подходах. Ужесточение "зачисток" в Чечне увеличит количество чеченцев, вставших на "путь Бараева". Оставшиеся в своем нынешнем состоянии правоохранительные органы и спецслужбы вряд ли смогут помешать террористам проникнуть куда угодно и захватить что угодно - от детских учреждений до химических производств и ядерных объектов.

Самая худшая разновидность патриотизма возникает тогда, когда он становится проявлением слабости. Нам сегодня нужен не патриотизм слабости, а патриотизм силы. И выражаться он должен не в агрессивности по отношению к чеченцам либо к другим странам (как это случилось в отношении маленькой Дании), а в признании коррумпированности и беспомощности нашего собственного государства, чья правоохранительная система оказалась не способна ни защитить граждан, ни расследовать преступления против их жизни. И в решимости положить этому конец.

Пока ни одно официальное лицо не взяло на себя мужество сказать: вторая после войны в Чечне причина трагедии - чудовищная коррупция, пронизавшая весь государственный организм. Вместо этого мы слышим призывы к фактическому установлению в стране полицейского режима. Может ли такой режим гарантировать гражданам безопасность? Наверное, где-то и может, но только не в России, которая входит в десятку самых коррумпированных стран мира.

Сочетание коррупции с усилением полицейских мер не укрепляет, а ослабляет безопасность общества. Вместо концентрации сил на выявлении конкретных террористов получается, что государство тратит их на тотальный контроль за гражданами, которого, впрочем, легко избежать при помощи денег. Поэтому прежде всего нужно нанести удар по коррупции. Он должен носить системный и массированный характер. Нужна глубокая реформа правоохранительных органов. Реформа должна свести к минимуму объем функций, отвлекающих их от основной задачи - борьбы с преступностью.

Предварительное условие реформы - убрать криминальные элементы как минимум из силовых структур. Накопить в их высшем звене "критическую массу" честных профессионалов, в первую очередь тех, кто выдавлен из этих структур в последние годы. Обеспечить их высокими окладами. Суть реформы - резкое повышение оплаты труда сотрудников правоохранительных органов при не менее резком ужесточении ответственности на всех стадиях коррупционного поведения. Конечно, всем сразу повысить зарплату нельзя: делать это надо по мере вычищения коррупционеров. Очевидно, что такие реформы должны происходить в более широком контексте - демонтажа олигархической системы и переориентации экономической политики на стратегию роста и прорыва.

Эти реформы не могут быть реализованы без активной поддержки общества, которая в свою очередь невозможна без освещения темы коррупции в СМИ. Есть очевидная закономерность: чем меньше СМИ говорят о коррупции, тем больше ее в жизни. А сегодня говорят мало, потому что боятся репрессий. Укрепление демократических институтов (свобода слова, парламентский контроль над спецслужбами и т. д.) - важнейшее условие обеспечения безопасности. Бесконтрольные чиновник и силовик не просто не в состоянии защитить граждан - они сами опасны для общества.

Для Владимира Путина наступил очередной момент истины. Примерно такой же, какой был 11 сентября, но только намного острее. Тогда он понял, что продолжение прежнего курса во внешней политике ведет к изоляции и поражению России. Сегодня он должен понять, что к такому же результату ведут упорство в продолжении прежней линии в Чечне и нерешительность в проведении реальных (а не чисто пиаровских) реформ. После 23 октября президент должен совершить такой же поворот руля, как и после 11 сентября. Только на этот раз - во внутренней политике. Самое страшное, если после московской трагедии все останется по-прежнему. Следующего удара Россия может уже не выдержать.



Постоянный адрес статьи: http://www.wek.ru/0507/400301.html