Выступление Григория Явлинского на XIX съезде партии «Яблоко», Москва, 3 июля 2016 года. Полный текст выступления.

Спасибо, друзья.

Продолжая выступление Владимира Александровича Рыжкова не могу сдержаться и не добавить: «Надоели овощи? Голосуй за «Яблоко»!»

Завершая на съезде обсуждение программы я хочу объяснить, что такое политика.

Политика – это вопрос о том, что является целью. Если целью является доминирование в мире или собственном регионе, чтобы вас уважали, потому что боятся – это одно.

Если целью является просто самосохранение, вечное пребывание в главном кабинете, консервация нравов – это другая политика.

А если вашей целью является качественный рост, развитие, будущее страны, ее место в мире не только сегодня, но и через 50 лет — это совсем другая политика.

Именно этот выбор и определяет все остальное: экономическую политику, внутреннюю, международные отношения. Через каждое решение, о котором здесь сегодня много говорили, всегда можно увидеть, для какой же цели это делается. Какой смысл?

Если мы ставим во главу угла силовое присутствие в мире и борьбу за сверхвлияние на собственных границах, то вы легко это увидите через экономические приоритеты, через структуру бюджета, через налоговую систему. Вы немедленно увидите, что такая система направлена прежде всего на производство вооружений, на максимальную концентрацию в руках государства сырьевой ренты, на подозрительное отношение к любому иностранному присутствию в экономике. Почему я сейчас об этом говорю? Потому что все должны понимать, что в таких условиях всякие разговоры, будь то форум у Балтийского моря или у Чёрного, об экономической демократии, о благоприятном инвестиционном климате, о поощрении иностранных инвестиций – всё пустые разговоры. В международных отношениях это означает неизбежную конфронтацию с основными существующими центрами силами (кстати говоря, не только на Западе, но на определенном этапе – и с Китаем, и с исламским миром, и просто со всеми соседями). Все союзы в этой модели являются ситуативными, никаких стратегических союзников нет и не может быть при такой цели.

Мне кажется, это полностью соответствует той политике, которую проводит нынешний президент России Владимир Путин.

Посмотрим еще на один аспект. Если главным политическим выбором становится консервация власти, самосохранение, продолжение себя в бесконечности, ограничение своего кругозора «традиционными» ценностями, то цели экономического развития тоже уходят на второй план. Авторитарная власть в этом случае становится для тебя одновременно и целью, и средством достижения этой цели. Сама власть и цель, и средство достижения. В этой точке и начинается непреодолимый застой, потому что любая форма концентрации финансов и реальных активов в частных руках становится в этой ситуации потенциально опасной и потому крайне нежелательной.

Соответственно, основой экономической политики становится контроль и огосударствление. Контроль над всеми крупными активами, финансовыми потоками. Ограничение прав и возможностей крупного бизнеса, жесткий мониторинг трансграничных операций с капиталом. Экономический рост в этих условиях не является приоритетом и поощряется лишь в той форме, в которой он, согласно представлениям сегодняшней власти, не подрывает ее устои. В ограничении любых контактов, помимо официально разрешенных. Поддержание отношений со всеми странами со сходной политической ориентацией. Например, защищать Януковича при всех условиях и до последнего, делать все, чтобы сохранился режим Асада. И на этом примере показывать, что это действительно те модели, которые нас в наибольшей степени устраивают.

Если же наконец вы во главу угла ставите качественный рост, развитие общества, модернизацию, изменение, то в экономической политике сразу все меняется. Это политика накопления капиталов, защита конкуренции, а главное – это действительно политически позитивное отношение к любым формам независимой, прежде всего частной экономической инициативы. Это поддержание открытой экономической системы, позволяющей активно привлекать капиталы из любых источников, которые обеспечивают эффективные способы производства.

Это означает систему, которая при разумных ограничениях гарантирует права собственности, делает ее неприкосновенной и прикладывает все усилия для стабильности институциональных условий хозяйственной деятельности.

Очевидно, и это знают все серьезные экономисты и даже несерьезные, что такое направление экономической политики невозможно без запрета на концентрацию власти в одном центре. Первое.

Второе. Невозможно без разделения властных функций. Невозможно без независимой судебной системы. Невозможно без создания системы сдержек и противовесов. А во внешней политике это означает акцент на создание наиболее благоприятных условий для экономического развития, умышленную минимизацию вовлеченности в конфликты, тем более не затрагивающие напрямую непосредственно нашу национальную безопасность. И главным критерием во внешней политике в этой части должно быть стремление увеличения нашего участия в процессе принятия важнейших международных решений, влияющих на экономическую среду и на жизнь мира.

Я чуть-чуть попытался рассказать вам, что я понимаю под экономической политикой, и шире – что я понимаю под политикой. Я не знаю, когда мы сможем отменить депрессивные законы. Это отличная цель, хотя как и когда мы это сделаем –  другой вопрос. Но мы точно считаем необходимым ввести в повестку дня всей политики России понимание альтернативы, другой политики как таковой.

 

Разочарования людей, рейтинги власти в 80, 90, 146 процентов являются следствием отсутствия альтернативы. Людям не из чего выбрать, они не видят другого подхода.

Так сделано умышленно. Наша задача переломить эту ситуацию и в ближайшие два года реально предъявить всему обществу, всей стране реальную альтернативу – на уровне ценностей, программы, на организационном, кадровом, персональном уровне. Тогда изменится ситуация. Тогда люди увидят, что есть, из чего выбирать. И выборы обретут смысл.

Думаю, многим здесь присутствующим понятно, что это выбор другой экономической политики и политики в целом. Это политика другого качественного роста, это политика экономики образования, медицины, инноваций, развития инфраструктуры, политика, создающая механизмы реализации открытий и достижений, которые во многих случаях происходят именно в России, но не трансформируются в реальные технологические достижения. Это политика, которая не позволит России навсегда отстать и стать страной, навсегда ушедшей в число неразвитых стран. А такая угроза теперь уже не является потенциальной. Она является абсолютной реальностью.

Сейчас появится возможность сделать такой выбор. Он обычно делается наиболее активной частью общества: интеллектуалами, образованными людьми, людьми, от которых на самом деле зависит будущее. И даже в условиях авторитарной системы, как сегодня, когда власть практически не ограничена в своих решениях и действиях, настрой этой части общества, их участие в этом выборе является исключительно важным для будущих элементов общественного развития. Сейчас появляется такой шанс и вызван он процедурой, которая у нас называется «выборы».

При всех ее ограниченностях это возможность для выражения своего мнения. Если на участки придет 60, 70, 80 (это уже совсем запредельные цифры) процентов избирателей, вы увидите, как изменится политика в стране.

Обратиться ко всем и сказать: «Посмотрите, вам только стоит один воскресный день потратить на то, чтобы создать реальные шансы, чтобы наши с вами дети и внуки жили иначе – в безопасности, в благополучии, в свободной стране, в стране, которая уважаема.  Но для этого просто нужно один раз прийти и проголосовать». Не надо идти на баррикады, хвататься за револьвер…. Даже можно еще отдохнуть, в июле-августе съездить на дачу. Говорят, сейчас даже разрешат в Турцию съездить. Отдохните, а потом один день… Вы же нас давно знаете, мы же с вами уже 25 лет. Мы же вас ни разу не обманули. Мы же у вас никогда ничего не украли. Мы, к великому сожалению, такая единственная политическая партия и вы это знаете.

Да, формально вы голосуете за нас, но на самом деле вы голосуете за себя, за ваше будущее, вы решаете свою судьбу. Вы же уже опытные, вы же уже видели, чем кончается, когда вы не ходите на выборы. А как вы думаете, почему выборы сделали в сентябре? Чтобы вы туда не пришли. Если бы могли сделать в середине июля, сделали бы в середине июля, чтобы вы не пришли. А что происходит, когда люди не приходят? Тогда все решают без них: «А вы отдыхайте, вы нам не мешаете».

Все выступления, которые сегодня звучали с этой трибуны, они же были об этом. Как вас попросить? Это для вас. Это не для того, чтобы мы с Рыжковым опять были в Госдуме. Честное слово, не для этого.

Речь не только о Госдуме. Все говорят: «Григорий Алексеевич, а вы не рано занялись президентскими выборами?». Нет. Через полтора года выборы, и никого нету, никто не хочет конкурировать. Более того, разговариваю с моими коллегами молодыми  политиками. Конечно, они понимают это, но сейчас они озабочены попаданием в Думу и просто не понимают, что от этого ничего не изменится. В нашей стране президентские выборы имеют принципиальное значение.

Вопрос сейчас в том, чтобы это сегодня стало повесткой дня. В США будет уже 45-й президент, так они за 2 года начинают искать нового кандидата в президенты всей страной. Кандидатов там появляется поначалу множество! А у нас полтора года осталось – никто даже обсуждать не хочет.

Здесь очень лестные для меня слова, что я кандидат объединенных сил. Нет, я пока кандидат моей партии «Яблоко». Я хотел бы стать объединенным кандидатом. И я буду бороться за это. Я готов на любые дискуссии и обсуждения. Это важнейшая часть политического процесса. Общество должно сформировать полноценную альтернативу, вокруг которой должна начаться кристаллизация. Без этого мирно и законно изменить власть в России, поменять президента не получится. А другого способа просто нет.

Всякая попытка применения силы приведет к такому разгулу насилия в России, которое превратит нашу страну в невозможное место для жизни. Наш долг и ответственность – быть достаточно мудрыми, серьезными, терпеливыми, настойчивыми, чтобы добиваться изменений мирными, законными, профессиональными средствами. Так мы и делаем. И мало того, мы это сделаем.

И наш с вами съезд мне придает огромную уверенность в этом. Когда я говорю «мы это сделаем», я имею в виду, что мы пройдем свою часть пути. Мы максимально подойдем близко к реализации …

Мы сегодня завершаем предвыборный съезд, на котором мы приняли решение о персональном составе наших кандидатов. И я хотел бы официально объявить всей нашей стране, что мы на этом съезде создали основу демократической коалиции. Это еще не демократическая коалиция, которая будет побеждать всюду, всегда и везде, но это уже серьезный фундамент. Мы его заложили. В этом наша победа сегодня и первый шаг. Демократическая коалиция состоялась. Это главный итог работы «Яблока» в последние 1.5 года. Мы вложили в это много сил. И теперь по спискам «Яблока» в Государственную Думу идет демократическая коалиция. Я горячо приветствую тех политиков, которые приняли решение идти вместе с нами. Многих из них вы видели. Некоторых вы сегодня не видели, но вы, я надеюсь, в скором времени увидите. У нас с ними общие цели, общее понимание.

Мечта российской общественности об объединении демократов – вечная мечта. Но сейчас начали созревать условия. Никто из нас не демиург. Мы должны слышать, если серьезно, шаги Господа и уметь соответствовать им. Вот, в чем смысл работы настоящих политиков.

Сейчас наступил момент, когда это стало возможным. В том числе и потому, что наши избиратели стали задаваться вопросами: «А что же происходит с нашей экономикой?», «Что происходит с социальной сферой?», «Что происходит с нашими городами?». Ещё совсем недавно всем казалось, что всё очень хорошо и так будет всегда или почти всегда, просто главное ничего не менять. Куда подевалась эта стабильность? Ничего себе – в прошлом году падение реальных доходов больше 10%, спад 4%. Весь мир делает 1.5-3% роста, а тут 4% вниз. Такого не было очень давно.

Всё наше правительство выглядело эти годы, как наркоман, у которого в одной руке труба с газом, в другой руке труба с нефтью, а в голове экономические галлюцинации. «Мы сейчас построим мировой финансовый центр». Как сказал один товарищ, «Мы осваиваем Луну». При том, что наша экономика составляет 1% мирового ВВП, а у так называемых развитых стран Америки и Европы — 40%. «Мы знаете какие? Мы можем съездить и стать звездой чемпионата по футболу. Легко!» Думаю, сколько писали про наших болельщиков и про наши достижения, будут писать только о чемпионах, которые выиграют. А мы просто послали 200 человек, и весь мир говорит не о футболе, а о нас. Нам только не надо играть в футбол!

Мы должны людям объяснить, что Россия, как она устроена сегодня, не способна на прорыв, не способна стать современной страной. Это факт жизни. Невозможно стать современной страной, если не прекратить врать и воровать. Вранье и воровство являются трендом, а пока это так, перспективы для страны нет. Это самое короткое предвыборное выступление, которое может сделать наш кандидат.

А нам нужно по-другому. Нам нужно, чтобы у нас была страна, которой не нужна ложь, чтобы объяснять свою политику. Нам нужна страна, которая умеет признавать свои ошибки. Нам нужна страна, которая не будет лгать о собственной истории. Нам нужна страна, которая себя уважает, в которой уважение является национальной идеей – уважение к человеку, уважение человека к государству, правительству, уважение правительства к человеку. Уважение своей истории. Уважение будущего своих детей.

В России слово «уважение» магическое. Именно поэтому от него так отталкиваются. Даже когда 3 человека собираются в России, чтобы обсудить текущую политику, они задают друг другу вопрос «Уважаешь ли ты меня?». И если «уважаешь», то дальше обсуждение идёт более содержательно.

Чтобы этого добиться, надо многое. Надо не только поменять состав Государственной Думы, но избрать нового президента и поменять всю систему.

А мы с вами на этом трудном и серьезном пути должны стать для наших соотечественников теми, кто не пройдёт мимо, теми, кто не слишком устремится к великим целям, а увидит человека, поддержит его, поднимет, залечит раны ему и пойдёт вместе с ним в будущее, в тысячелетнюю Россию. Спасибо.