Надо навсегда покончить с поповско-квакерской болтовней
о священной ценности человеческой жизни.  
Лев Троцкий

 

В феврале 1917 года, после отречения царя Николая II от российского престола его двоюродный брат британский король Георг V пообещал предоставить русскому монарху и его семье убежище. Но потом отказал. Летом 1918-го большевики по приказу Ленина и Свердлова расстреляли в екатеринбургском подвале всю царскую семью и помощников — всего 11 человек: Николая II, его жену Александру Федоровну, сына Алексея, дочерей Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию, а также доктора Боткина, горничную Демидову, повара Тихомирова и слугу Труппа.

Братья были похожи настолько, что их даже путали. Николай II — слева, Георг V — справа. // Фото: Hulton Archive — BBC


В мае 1939 года из гамбургского порта отчалило судно «Сент-Луис». На борту корабля было 900 пассажиров — еврейские беженцы от нацистского режима. Во французском Шербуре на борт поднялись еще 37 человек, также пытавшихся спастись от надвигавшейся нацистской угрозы. Корабль взял курс на Кубу. Но по прибытии в Гавану оказалось, что кубинские власти аннулировали разрешения на въезд практически всем пассажирам «Сент-Луиса». Несколько дней переговоров с властями ничего не дали. Соединенные Штаты также отказались принять беженцев. Канадские власти вообще проводили расистскую миграционную политику и пускать к себе евреев не собирались. В результате корабль с девятью сотнями беженцев вынужден был вернуться обратно, в Европу. Вскоре сотни пассажиров «Сент-Луиса» закончили свою жизнь в газовых камерах.

Пассажиры корабля «Сент-Луис», май 1939 года. // ФОТО: JDC Archives



В феврале 1940 года советское правительство получило письмо от высокопоставленных нацистских чиновников, занимавшихся решением «еврейского вопроса». Нацисты предлагали советским властям переселить еврейское население — около двух миллионов человек — с территории Третьего рейха и Польши в СССР, а именно в Биробиджан и Западную Украину. Советский Союз отказался, и эти почти два миллиона человек оказались в лагерях смерти.

Выжившие в Аушвице дети после освобождения Красной армией, январь 1945 года. // ФОТО: US Holocaust Memorial Museum

В ноябре 2021 года тысячи беженцев, преимущественно иракские курды и сирийцы, скопились у белорусско-польской границы. Эти люди, отдав последние деньги за билеты и визы, бегут от войны и полной бесперспективности в своих странах. У многих на руках маленькие дети. По некоторым оценкам, около 20 тысяч мигрантов с Ближнего Востока сейчас находятся на территории Беларуси, ожидается прибытие еще большего числа беженцев рейсами из Стамбула и других ближневосточных городов. И вот эти обманутые люди, которым турагенты за несколько тысяч долларов предлагают авиабилеты, визу и легкий путь к новой жизни в Европе, оказываются зажатыми на границе между заборами из колючей проволоки Евросоюза и вооруженными белорусскими военными. Их сделали разменной монетой в грязных политических авантюрах Москвы и Минска в противостоянии с ЕС. С белорусским диктатором уже давно все понятно: если Лукашенко не считается с жизнями белорусских граждан, то что ему до каких-то ближневосточных чужаков? Да и античеловеческая стратегия Кремля после развязывания войны в Донбассе в 2014 году и бомбардировок в Сирии вряд ли кого-то удивляет. А вот действия европейских «гуманистов», отказывающихся впустить к себе замерзающих в белорусском лесу беженцев, вызывают вопросы и большую тревогу. И ведь это не только решение польских правоконсервативных властей, давно проводящих антимигрантскую политику. Руководство Германии всячески поддерживает своих польских соседей в противостоянии с беженцами у белорусской границы. И поляки безжалостно держат границу на замке — назло Путину и Лукашенко готовы стоять до последнего живого беженца.

Беженцы из стран Ближнего Востока на беларусско-польской границе, ноябрь 2021 года. // ФОТО: Leonid Shcheglov/BelTA via AP

Вообще, острейшая проблема массовой миграции сегодня одно из прямых следствий американской политики «бомбардировок комариных гнезд» — от войны в Ираке, затеянной в 2003 году, до провального ухода из Афганистана минувшим летом (см. «Провал», сентябрь 2021). И конечно, это еще и результат продолжающего углубляться глобального неравенства, истоки которого — в сведении всей мировой экономической политики к вопросу о немедленной максимизации прибыли практически любой ценой (realekonomik).

Известный британский социолог Зигмунд Бауман в своем исследовании «Актуальность Холокоста» в 1989 году писал: «Самым пугающим в Холокосте, а также в том, что мы узнали о его исполнителях, была не вероятность того, что с нами могли сделать “такое”, но понимание того, что это могли сделать мы». И то, что происходит в эти дни на белорусско-польской границе, то, как ведут себя в этой ситуации руководители России и Беларуси, Евросоюза и США, не только крайне разочаровывает, но и создает ощущение медленного, но верного приближения к катастрофе.

В ноябре 2021 года вероятность новой войны нарастает. Не верится? Мне тоже не хочется верить. Но вспомните обреченное плавание «Сент-Луиса» в мае 1939 года.