Коротко о «нормандской встрече»: хорошо, что состоялась. Теперь до 31 декабря возможен обмен пленными — «всех установленных на всех установленных».

В остальном… Зеленский заявил, что принципы, на которых он строит свою политику, — это три невозможности:
— федерализации Украины;
— влияния других сил на ее политику;
— компромиссов по урегулированию конфликта за счет уступки территории.

Зеленский также пояснил, что у него с «президентом России абсолютно разный  взгляд по поводу передачи участков границы». Тем не менее, Путин признался, что остался «доволен» своей первой встречей с украинским президентом.  

По итогам саммита, Путин, Зеленский, Меркель и Макрон вновь условились о «незамедлительных мерах по стабилизации в Донбассе», о «мерах по политической реализации минских соглашений» и о «обеспечении реализации достигнутых договоренностей». Все это так или иначе повторяет итоги предыдущих встреч «нормандской четверки». «Через четыре месяца у нас есть возможность продолжить дискуссию», — сообщили участники встречи. 

Тем временем, с начала военных действий в апреле 2014 года на территории Донецкой и Луганской областей Украины погибли около 13 тысяч человек, десятки тысяч были ранены, число беженцев превысило уже полтора миллиона. 

Для прекращения этой войны требуется прежде всего отказ от доктрины «ограниченного суверенитета», от политики вмешательства в дела других стран, а также выработка общего для сторон вектора движения в будущее. До тех пор, пока такой политической воли в Кремле нет, трагедия на востоке Украины будет продолжаться.