Демографическая катастрофа, физическая и духовная деградация российских граждан, ежедневное и многолетнее самоуничтожение россиян при «помощи» власти никак не относятся к новогодним темам. Но думать об этом нужно постоянно, чтобы от дум перейти наконец к действиям, пусть самым простым. Похоже, что другого способа уцелеть и как государство, и как сообщество людей одной культуры у России не осталось. Об этих проблемах — академик, доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН, директор Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Наталья Римашевская.

Наталья Михайловна, уходящий 2002 год — «юбилейный», хотя юбилей по историческим меркам невелик: десятилетие так называемых «гайдаровских» реформ. Каков их итог для нынешних поколений?

— На мой взгляд, главная проблема сегодня — это, как сказал Солженицын, сбережение российского народа, создание нормальных условий для его развития, чем наша власть в ходе реформ себя не утруждает. Как свидетельствуют наши исследования, уровень жизни и «качество» населения уже в послеперестроечные годы резко ухудшились по многим показателям.

Поэтому когда меня спрашивают об итогах этих реформ, то главный из них неутешителен: те трансформационные процессы, которые у нас шли в 90-х годах, проводились без оценки каких-либо социальных последствий. Начинали, например, шоковую терапию, продажу ваучеров, приватизацию различными способами — и все эти действия не оценивались по главному, на мой взгляд, параметру: а как это все повлияет на население? Какие социальные последствия вызовет в обществе? Все реформы проводились без социального буфера, без каких-либо социальных амортизаторов. Это не могло не привести к социальным катастрофам и катаклизмам. Последствия выразились в обострении всех социальных проблем, что самым негативным образом повлияло на население.

Поэтому на вопрос «Что дали реформы?» у меня сложился свой ответ: они дали пять проблем и два следствия

Вот эти проблемы: резкое падение уровня оплаты труда, резкое обнищание населения, поляризация в обществе, которая уже угрожает стабильности и безопасности всего государства, — общество раскололось на две России, которые все дальше уходят друг от друга, не понимают друг друга и скоро будут говорить на разных языках: Далее: это проблема безработицы (это серьезный фактор в жизни большинства людей), разрушение системы социальной помощи, социального обеспечения и социальной инфраструктуры.

И какова сегодня ситуация с человеком в России?

— Во-первых, налицо эффект депопуляции, когда рождается почти в 1,8 раза меньше, чем ежегодно умирает. Частично эту проблему до поры до времени покрывало положительное сальдо миграции, но миграция русского населения в Россию сегодня резко снижается: все, кто хотел и смог, уже давно приехали. Эффект депопуляции виден, что называется, невооруженным глазом, и все прогнозы показывают, что в ближайшее время численность россиян будет только сокращаться.

Во-вторых, — изменение КАЧЕСТВА населения. То есть потенциал населения сильно снижается. С точки зрения здоровья (физического, психического, социального) он постоянно падает. Снижается интеллектуальный потенциал российского общества. И, наконец, мы все наблюдаем деградацию моральных качеств, без наличия которых не может существовать ни одна страна, ни одно государство.

Что же делать? Особенно когда бездеятельность власти «поддерживается» равнодушием общества к собственной судьбе?

— Прежде всего мы все — и власть, и общество — должны быть настроены на ПЕРЕЛОМ ЭТИХ ТЕНДЕНЦИЙ, если мы вообще хотим сохранить российскую государственность. Перелом этих тенденций связан с осуществлением эффективной демографической и социальной политики, которой у нас нет. И надо постараться прежде всего не снижать далее потенциал нашего общества. Потому что в современных условиях человеческий потенциал — это невосполнимый ресурс. И если уж мы его теряем, то мы его в дальнейшем ничем заменить не можем. Если нефть кончится у нас в стране или уголь, мы найдем им замену, а вот человеческий ресурс невосполним и незаменим. Это нужно понимать.

А каков сегодня в России этот самый «ресурс»?

— Есть опасная тенденция: поколение детей не восполняет поколение родителей ни в количественном, ни в качественном отношении. У нас сегодня 30 процентов детей рождаются уже больными! А в процессе жизненного цикла они не набирают потенциал здоровья, а наоборот, теряют его! Даже те, кто родился здоровым, теряют этот потенциал. Мы вообще серьезно исследовали состояние нескольких поколений в России и выяснили: каждое следующее поколение обладает меньшим потенциалом здоровья…

И если мы и дальше будем себя так вести по отношению к своему населению, то мы попадем в такую воронку, которая просто затянет все общество! И уже выскочить из этой воронки будет очень трудно — для этого понадобятся усилия нескольких поколений! Так что политика властей в начале 90-х годов (подождите, подтяните пояс потуже, завтра будет лучше!) привела общество к социальной катастрофе.

Конечно, население вынуждено терпеть навязанные реформы, но это не остается без самых драматических последствий. Так, за последние 10 лет уровень заболеваемости анемией беременных женщин в России вырос в 3 раза! Беременные женщины уже больны, анемия влияет на плод. Наши роженицы, которые и рожают-то в узкий промежуток времени, от 20 до 30 лет, хронически не получают полноценного питания. Это вызывает деградацию следующего поколения, так как рождаются уже не просто больные дети, а инвалиды от рождения! Дальше — хуже, поскольку сужается основа воспроизводства населения. Проблемы женщин репродуктивного возраста у нас очень остро стоят — ведь они напрямую связаны с демографическими проблемами.

Мне не раз приходилось об этом говорить, я даже предлагала на всяких высоких совещаниях и конференциях: давайте сделаем простую вещь для начала — предоставим нашим беременным женщинам полноценное питание через специальные кухни, как это делается для новорожденных…

— И каков результат? У нас же масса всяких комиссий, фондов, попечительских советов:

— Результат? Нуль! Это же такая «мелочь», с точки зрения наших политиков, у нас же все мыслят глобально! У нас все решают только глобальные проблемы — например, равенства мужчин и женщин, их представительство во власти: Я не против — я и сама такими проблемами занимаюсь, но давайте сделаем хоть что-нибудь для предотвращения будущей катастрофы! Начнем хотя бы с простых шагов! Нет, простыми, элементарными вещами у нас никто заниматься не хочет.

«Литературная газета», № 50-51 (5905) 18 — 24 декабря 2002 года