В Москве завершился предвыборный съезд партии «Яблоко». В заключительный день с трибуны съезда выступил председатель Федерального политического комитета партии Григорий Явлинский.

Москва, 4 июля 2021 года

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ВЫСТУПЛЕНИЯ ГРИГОРИЯ ЯВЛИНСКОГО:

Спасибо, дорогие друзья. Мне очень приятно здесь быть, присутствовать, видеть вас. Я, правда, не ожидал, что мое, как и следующее выступление, будет объявлено как развлекательное. Но, в общем, я не сильно против. Я готов вас развлекать, как смогу. Развлекать политиков – дело, вообще говоря, непростое. Большие деньги обычно нужны, чтоб развлекать политиков. Но вы, я надеюсь, другая аудитория.

Но я прежде всего хотел поздравить всех, кто будет участвовать в выборах. Я хочу поздравить от души всю партию «Яблоко», всех членов. Это десятки тысяч людей по всей стране. Я хочу поздравить делегатов съезда. Работа была непростая. И те, кто участвовал в этом, знают, что было немало споров и противоречий, и сомнений. Я хочу поблагодарить членов политического комитета за острую, иногда весьма нелицеприятную дискуссию. Я благодарю членов бюро за многодневную трудную работу. Вы представляете – выбрать такое количество кандидатов огромной страны? С каждым поговорить. Но хотя бы получить какое-то ощущение уверенности, что с этим человеком можно иметь дело, что он по крайней мере не подлец, что этот человек наших представлений о будущем. Это очень непростая работа.

Я хочу поблагодарить моих близких товарищей, с которыми мы последний год думали о том, как же нам ответить на вызовы, как сейчас любят говорить – вызовы времени. Время сейчас новое, совсем другое. К сожалению, это мало кто еще понял. Но, как мне представляется, в этом заключается большая опасность.

Если не понимать, какие изменения произошли в глобальном мире и в обществе (не только в России), можно очень серьезно ошибиться. Выпадение из времени – вещь очень опасная, особенно когда это происходит с политиками, имеющими реальную большую власть. А как в нашем случае – так еще и ничем не ограниченную.

Мир меняется прямо на глазах: разрушаются традиционные политические структуры, теряют эффективность политические партии. Даже в тех странах, которые еще 30 лет назад казались просто моделью, образцом. Перестают работать политические иерархии. Появляются, я бы так сказал, весьма великовозрастные политики. Мир меняется. В мире меняются мировые лидеры. Соотношение между ведущими странами в мире тоже меняется.

Одним из факторов этих серьезных изменений, с которыми всем вам обязательно придется столкнуться (и мы сталкиваемся), является Четвертая промышленная революция, являются цифровые технологии. Если хотите – является глобализация политической энтропии, беспорядка.

Как же на это реагирует наша страна, как реагирует Россия? Россия реагирует тем, что закрывается, окукливается, создает такой суверенный кокон. И что Россия делает? Она строит державу образца XVIII-XIX века, продвигает суверенный авторитаризм, лишает людей свободы. В России отсутствует полностью политический диалог.

А что же в России есть? Есть сотни политических заключенных, есть люди, которым силой и репрессиями затыкают рот, есть отравления, которые не расследуются, есть убийства по политическим мотивам, очевидные, прям рядом с Кремлем, расследования которых абсолютно не убедительны. Мы в политике для того, чтобы никогда не отказаться от принципиального требования расследовать, существуют ли в России эскадроны смерти, существуют ли в России заказные политические убийства, какова роль официальных лиц в такой политике. Вот одна из наших целей. И эта цель связана с защитой будущего нашей страны.

А что еще есть в России? Еще в России есть экономика бункера. Я бы так ее назвал. Это такая экономика, в которой все стандартные макроэкономические пропорции в принципе выдерживаются: не очень высокая инфляция, отсутствие больших долгов, разумное в целом соотношение долга и ВВП (имею в виду валовый внутренний продукт), крупные золотовалютные резервы, умеренный госдолг. Жить можно. Развиваться нельзя.

Экономика выстроена так, что она опирается на концепцию государственного капитализма или государственного монополизма в экономике. Это как такой блиндаж, в котором есть много консервов, но там приходится только сидеть и делать ничего невозможно. И вот поедать эти консервы. Да, еще от всех обороняться и защищаться. Это вот такая модель, которую у нас здесь создали.

С голоду, конечно, не помрешь. Однако и вперед двигаться не сможешь. А что еще есть? А еще есть управление страной с помощью страха. Управление страной с помощью страха. Причем, для каждого находится свой страх. Страх идет сверху, страх идет сбоку. И все время предупреждают: «Если вы не будете нас слушаться – все, у вас нет будущего, у вас нет личных перспектив». Но, больше того, это и страх войны, это бесконечный разговор о врагах, о недружественных странах.

Но я хочу сказать вам коротко. Мы вчера обсуждали нашу программу очень подробно. Я очень рад, что съезд принял решение одобрить нашу программу абсолютным не просто большинством, а одним из самых положительных голосований, с самым большим количеством голосов.

А наша программа связана в том числе и с тем, что она объясняет очень подробно, что архитектура безопасности и суверенитета, основанная на страхе, силе и принуждении, является нежизнеспособной. Я хочу об этом сказать всем, у кого есть хотя бы какие-то мысли и переживания о будущем нашей страны.

То, что сейчас политически создается и строится в России, не имеет перспективы. И для того чтобы все в этом убедились, нужно только немного времени. Я не знаю, сколько. Но перспективы у этого нет. И дело тут совсем не в мифических и реальных врагах, а в объективных обстоятельствах и процессах, к которым такая выпавшая из времени государственная система заведомо не готова и не может с этим справиться.

Каково же наше место в этой ситуации? Друзья, наше с вами дело… Я очень хотел бы, чтобы вы меня услышали… Нести ответственность за будущее нашей страны. Даже в той ситуации, в которой, похоже, современное неспособно взять на себя эту ответственность.

И мы видим это на примере столкновения с пандемией, с настоящим неподкупным противником, которого нельзя запугать, которого нельзя обмануть, которого нельзя подкупить. Вот так проверяется качество государства. Наша с вами ответственность – войти в новое время и не скатиться в популизм и в теории заговора. Наша с вами ответственность – не допустить окончательного исчезновения публичной политики, предотвратить распад государства и общества. Наша с вами ответственность – добиться диалога с сегодняшней властью.

Это то, что, кроме нас, сегодня в политическом поле, в политической сфере никто не сделает. Это должны сделать мы. А в чем наша главная ключевая проблема? А вот наша главная и ключевая проблема заключается в том, что люди в России могут сделать все. У них практически нет никаких пределов, никаких ограничений. Мы первыми можем сделать все, что угодно. Как и сейчас, сделали неплохую вакцину. Не хуже других, я думаю. Мы можем сделать в России первую лампочку. Можем сделать радио. Можем даже сделать первый в Европе цифровой компьютер. Мы все это можем создать. У нас есть такие люди. Мы можем первыми полететь в космос.

Но мы не построили пока такую систему, при которой люди могут быть свободными, жить без страха, а потому быть по-настоящему творческими. Сделать мы можем, а развивать не можем, строить не можем, потому что мы до сих пор не создали систему, в которой такие люди могут иметь будущее. Вот это и есть наша главная ответственность. А новое время состоит в том… Вот вы, наверное, думаете, что нужны современные технологии, нужны новые изобретения. Да, конечно, нужны. Но, вообще говоря, не в этом дело. А дело теперь уже в том, что нужны прорывные идеи.

Многие экономисты до сих пор полагают, что самое главное – инвестиции. А я хочу сказать, что это теперь не проблема, а проблема – во что вкладывать. Нужны прорывные идеи. Нужны повороты сознания. Нужно совершенно по-другому смотреть на мир и на сегодняшний день. Вот что на самом деле сейчас нужно. И вот в чем ключ. И мы ищем ответы. И мы ищем ответы. Мы ищем ответы не только в теориях, а в практической политике. И вот все, что мы сегодня с вами делаем – это одна из попыток. Мы пытаемся ответить на эти и похожие вызовы. Как? Ну, во-первых, я должен напомнить вам, что за 30 лет наша с вами партия 10 раз (7 раз на парламентских и 3 раза на президентских) предлагала нашей стране поворот в ту сторону, которую подтвердило время, в необходимости движения в ту сторону, которую подтвердило время. 10 раз за 30 лет. Пока нам это сделать не удалось. Не удалось. Но мы пробуем еще раз. Пробуем в 11 раз. И как мы хотим теперь это сделать?

Мы вам предлагаем (Вам — теперь я говорю с нашими избирателями) молодых, совсем молодых людей, чтобы они прокладывали путь в будущее. Конечно, вместе с нами. Но они пойдут вперед. А мы будем их поддерживать, мы будем работать вместе с ними. Мы составили на этот раз список. Мы пытались сделать так, чтобы средний возраст был меньше 40 лет. Я думаю, что где-то близко к этому у нас получилось. А еще вы, наверное, все не спрашиваете вот так напрямую. Так вот я вам скажу, почему у нас один лидер, который называется лидер. У нас лидер совсем не один, но федеральную часть возглавляет один человек. Ответ простой и, думаю, вам будет вполне понятный: потому что мы хотим создать конкуренцию внутри партии. Мы хотим, чтоб не было такой модели, что вот есть президиум из великих людей и вся партия, все регионы, вот все вот эти люди, о которых вы сейчас слышали, на них работали, ради того чтобы они стали депутатами Государственной Думы. А мы хотим на этих выборах сделать так, чтоб была настоящая конкуренция между нашими молодыми людьми, ну, и не очень молодыми тоже.

Мы хотим, чтобы почти все (ну как уж мы смогли в условиях нашей огромной страны) имели шансы. А это вот один из вызовов времени. В чем, вообще говоря, основа либерализма? В одном, помимо свободы: в равных возможностях. Не в том, чтобы потом забирать у богатых и отдавать бедным, а в том, чтобы на старте все были примерно в одинаковом положении и могли соревноваться. И тогда общество и страна двигается вперед. Вот, что мы хотим сделать. Вот поэтому председатель нашей партии, избранный нашим съездом, возглавляет список, Николай Рыбаков и все остальные наши товарищи, многолетние товарищи и новые товарищи участвуют в этом списке.

Мы пригласили в эти списки, кого смогли. Кого-то не смогли. Я понимаю, что это может быть больно. Понимаю. Но кого-то не смогли. Мы очень старались. Сейчас очень особые условия. Скажем, в 2016 году мы вообще просто всех пригласили к себе. А вот за 4 или 5 лет все изменилось. Наступила новая эпоха. Когда в Конституцию внесли поправки, которые, на наш взгляд, ее просто уничтожили, наступила новая эпоха. Вот мы теперь живем в эту новую эпоху. И это первые большие выборы федеральные в новую эпоху. Она совсем другая и будет совсем другая. И работа в Думе будет совсем другая. Все будет теперь совсем другое. Вы увидите. Все будет меняться.

Ну и последнее, но самое главное, как всегда. Обращаюсь к нашим избирателям. Дорогие друзья, вы в этот раз не за нас голосуете. Вы голосуете за себя. Помните это, когда будете думать, как голосовать. «Яблоко» — у вас единственный шанс (так складывается политическая картина) проголосовать за вас, за себя, не за кого-то, за ваше будущее, за вашу свободу, за ваше право на свободу, за ваше право быть гражданами России, а не батраками. Вот, собственно, и всё. Сами выбирайте и решайте. Спасибо.