Топ-лист Non/fiction-4 открывался книгой нашего обозревателя Станислава Рассадина «Самоубийцы. Как мы жили и что читали» (М.: Текст, 2002)

Non/fiction, декабрьская ярмарка интеллектуальной литературы в ЦДХ, за четыре года стала привычной, как календарный праздник.

Все те же экспоненты: «Новое литературное обозрение», «РОССПЭН», «Языки славянской культуры», «Летний сад», «Вагриус», «Слово», «Азбука», «Текст», «Проект О.Г.И.», издательство «Независимая газета», «Русский путь», «Искусство», «Прогресс-Традиция», «Иностранка», «Б.С.Г.-пресс», «Симпозиум», «Лимбус-пресс», Издательство Ивана Лимбаха, «У-Фактория» etc. В списке участников — 140 позиций (на Non/fiction-3 их было 110, на первой ярмарке — шесть десятков).

Все тот же принцип: здесь царит не книга-товар, а книга — факт культуры. Книга неодноразовая. Книга с небольшим стартовым тиражом, которому суждено прирастать перепечатками и, быть может, дойти в десятилетиях до ошеломляющих итоговых цифр. На ярмарке в ЦДХ царят книги исследовательские, дебютные, мемуарные, сборники стихов и архивные публикации, недорогие «студенческие» издания классических научных работ и новые энциклопедические справочники…

Топ-лист открывается сборником эссе Станислава Борисовича Рассадина о литературе советского периода «Самоубийцы. Как мы жили и что читали».

В том же списке — роман Альфреда Деблина «Гамлет, или Долгая ночь подходит к концу» (М.: Просодия, 2002) — первый том русского собрания сочинений автора «Берлин, Александерплац» (1929). Интересное начинание: проза Деблина недурно показывает механизм формирования фашизма в нищей и деморализованной стране. Трамвайные споры о том, за сколько рейсхмарок стоит увечить прохожего (ответ — за 35), рекламы кругосветных путешествий в полуголодных кварталах, конторы по найму безработных для уличной агитации и тысячи мелочей жизни Берлина конца 1920-х складываются в близкую и понятную клиническую картину.

В топ-листе Non/fiction-4 — великолепный том «Многонациональный Петербург. История. Религии. Народы» (СПб.: Искусство, 2002), «Неизданный Хармс» (СПб.: Академический проект, 2002), двухтомник «Агитмассовое искусство Советской России. Материалы и документы» (М.: Искусство, 2002), книга Марка Поповского «Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга» (М.: Пик, 2001) и книга С. Шифф «Вера: Миссис Владимир Набоков», очередной, только-только из типографии, том замечательной «набоковианы» издательства «Независимая газета». Здесь же — «Поденные записи» Давида Самойлова (М.: Время, 2002), монография Вадима Руднева о Людвиге Витгенштейне, альбом МДФ «Москва. Реконструкция в фотографиях. 1850-2000 гг.», книга Антонио Менегетти «Женщина третьего тысячелетия» (М.: Онтопсихология, 2002) и печальный (а также документальный) детектив Н.Зеньковича «Самые знаменитые побеги» (М.: МК-Периодика, 2002). Речь идет о побегах из СССР…

Всего в этом списке около шестидесяти изданий. Каждый посетитель ярмарки волен добавить к топ-листу личные находки: от маленького томика, изданного «Невой», «Как воспитывали русского дворянина» или книги Т.Б. Проскурниковой «Театр Франции. Судьбы и образы» (СПб.: Алетейя, 2002) до огромного РОССПЭНовского сборника «Вторые Горчаковские Чтения. 2001. Место России в современном мире», печального сборника «Дикороссы. Приют неизвестных поэтов» (М.: Трибуна-РТ, 2002) (книга — одна на сорок душ, как теплушка 1919 года) или куда более мажорной антологии «10.30 (поэзия тридцатилетних)».

О росте популярности ярмарки свидетельствует появление первых безумцев (раньше, кажется, ничего подобного на стогнах ЦДХ не встречалось): между стендами бродит вежливый человек с блеском в глазах и дарит встречным трактат «о пользе захоронения населения в навозе» с выходными данными: «Москва, тоска, 2002». Но сие звучит диссонансом: книжная ярмарка в ЦДХ — очень уютное место. Тысячи осмысленных лиц и сотни осмысленных текстов создают свое биополе, деятельное и оптимистичное. С этой экспозицией из года в год отлично сочеталась выставка-продажа елочных игрушек ручной работы у входа на Non/fiction (в этом году ее, увы, нет).

Зато, как всегда, Non/fiction проходила в ЦДХ в те же дни, что и ярмарка «Образование и карьера». Десятки тинейджеров и студентов с рюкзаками свежеприобретенных книг курсировали со второго этажа Дома художника на третий, создавая этакий утешительный кордебалет преемственности.

В этом году, впрочем, издатели качественной литературы явно думают о преемственности поколений, расширении аудитории всерьез. Если в прошлом декабре самыми интересными для широкого читателя были новые серии переводной прозы («Камертон» издательства «Б.С.Г.-пресс» и «За ИЛлюминатором» «Иностранки»), то в этом радуют перспективная серия «Дети О.Г.И.» и серия издательства «МК-Периодика» «Ученые России — детям».

Правда, тираж четырех томиков качественной детской прозы, выпущенных «Проектом О.Г.И.», способен испугать непривычного человека. Он составляет ровно 1000 экземпляров…

Лучшая из четырех книг — «Чудаки и зануды» молодого шведского писателя Улофа Старка — честная, печальная, лишенная сентиментов, но не нежности, повесть о сегодняшних стокгольмских школьниках 12-13 лет. На Малыша, Кристера и Гуниллу они непохожи до оторопи. А вот сегодняшним московским сверстникам герои Старка могут оказаться близки: тем более что отечественных аналогов — российских книг о подростках новых времен — в поле зрения вовсе нет.

Серия «МК-Периодики» «Ученые России — детям» пока переиздает старые, добрые исторические повести: «Письмо греческого мальчика» и «Приключения мальчика с собакой», Египет, Древний Рим, Финикия…

Но для новых поколений эти книги станут открытием, первой ступенькой к истинному образованию. Все эти тексты дышат покоем, добротой, вечерним рассказом деда-профессора: «бумажный носитель» сохраняет и транслирует то, чего не так много осталось в живой жизни.

Книги, как известно, обладают способностью сохранять и воскрешать ценности, отправленные современностью на свалку истории или в коматозное состояние.

В этом «сохранении впрок» — один из важнейших смыслов качественного книгоиздания. И деятельность всех участников ярмарки Non/fiction, их труд в Москве 2002 года отнюдь не кажется сизифовым.

P.S. На открытии ярмарки Ирина Прохорова, главный редактор издательства «НЛО», привела любопытнейшие данные Госкомстата. Какова была реальная структура чтения в России 2001 г.?

Первое место, без сомнения, принадлежало развлекательной литературе: 31% тиражей. (Вовсе не так уж много!). Второе — профессиональной: 22%. (Вовсе не так уж мало!). Следующие позиции: учебники, детская литература, любовные романы, энциклопедии. Разрыв между цифрами очень невелик.

Правда, заметим, попадался нам недавно на глаза рейтинг продаж крупнейшего московского книжного. Там в разделе «Энциклопедии» верхнюю строку рейтинга уверенно занимал том «1001 тост. Мысли, шутки, анекдоты».

Но это — к слову и чтоб не сглазить. Рынок качественной литературы в России пережил самые трудные времена, он явно расширяется и растет, его потенциальная емкость огромна. Из «охранительной силы» он может стать наступательной, завоевывающей все новые пласты общественного сознания.

В Москве этому процессу, по всей видимости, начнет помогать и городская администрация. В Мосгордуме при втором чтении столичного бюджета на 2003 год только что принято решение: внести в бюджет отдельной строкой 4,5 млн рублей на поддержку интеллектуального, дебютного и экспериментального книгоиздания.

А 5 декабря в Мосдуме пройдет «круглый стол» «Интеллектуальная организация и интеллектуальная литература». Он станет завершением 4-й Московской Non/fiction. Главная тема — создание в городе экспертного совета для поддержки качественного малотиражного книгоиздания и «малых» книжных магазинов того же стиля и духа.

Постоянный адрес статьи: http://2002.novayagazeta.ru/nomer/2002/89n/n89n-s29.shtml