Путин оказался экономнее своих соперников
Ольга Тропкина

Независимая Газета №52 (2114) 23 марта 2000 года

Согласно закону о выборах президента, в минувшую пятницу кандидаты на высший пост в стране обязаны были предоставить в Центризбирком второй финансовый отчет. В принципе подобная отчетность — не более чем формальность, которую придумали, дабы пресечь использование черных капиталов на благо избирательной кампании кандидатов. Ведь именно эту цель ставил перед собой ЦИК как в период парламентской кампании, так и в нынешнюю, президентскую. Однако не секрет, что, сверяя данные о находящихся в фондах и потраченных деньгах с реальной стоимостью рекламных роликов на телевидении и агитационных статей в печатных изданиях, Центризбирком либо не может ни к чему придраться, либо не хочет.

Речь, разумеется, не идет ни об аутсайдерах предвыборной кампании, ни о ее главном фаворите. Очевидно, что первых никакая агитация не спасет, да и вкладывать деньги в кандидата, рейтинг которого не дотягивает до одного процента, бессмысленно. Именно поэтому проблем с Центризбиркомом по поводу финансирования рекламы у них, как правило, не возникает. Для команды же и.о. президента соблюсти положения закона, касающиеся финансирования избирательной кампании, также дело несложное. Во-первых, потому, что все поездки по стране Владимира Путина оплачивались не из его избирательного фонда как кандидата в президенты, а из государственной казны. Но тут уж ничего не поделать. Ведь он фактически является главой государства и просто обязан посещать различные регионы, проводить совещания и общаться с простыми россиянами. Путинский избирательный штаб как бы убивал двух зайцев: с одной стороны, экономил деньги избирательного фонда (по последним данным, и.о. президента истратил только половину средств, разрешенных государством и находящихся в его «кандидатском кошельке»), а с другой стороны, агитация в пользу Путина прошла гораздо тоньше и эффективнее. Ну разве мог, к примеру, Геннадий Зюганов сесть в истребитель и слетать на несколько часов в Чечню? С агитацией на телевидении у и.о. президента тоже проблем нет — его поездки и встречи бесплатно освещают почти все СМИ независимо от политической ориентации. Опять же по причине того, что в отличие от других кандидатов Путин уже реально работает на том посту, о котором только мечтают остальные претенденты. Именно поэтому избирательная кампания и.о. президента, судя по состоянию избирательного фонда на сегодняшний день, оказалась на редкость малобюджетной. Напомним, что по закону максимум средств, которые можно потратить на агитацию, составляет 25 047 тыс. руб. С самого начала агитационной кампании на путинском счету в Сбербанке уже лежало 25 036 тыс. руб., потом сумма увеличилась до 28 886 803 рублей. Однако в соответствии с законом 4 850 тыс. руб. пожертвований были возвращены. В итоге в избирательном фонде осталось 25 636 610 руб. Из них на оплату агитации в печатных изданиях было потрачено 1 766 763 руб., на изготовление полиграфической продукции — 3 928 200 руб. 60 коп., 5 769 890 руб. было направлено на финансирование деятельности региональных штабов и 165 тыс. руб. поступило в оплату мероприятий центрального штаба. Кроме того, незначительные средства ушли на аренду помещения для общественной приемной и центрального штаба, а также на «прочие хозяйственные расходы». Остаток на счету составил 1 348 500 руб. и 32 коп., то есть половину от общей суммы поступивших денег.

Совершенно по-другому обстоят дела у так называемых «основных соперников» Путина (или тех, кто считает себя таковыми). Речь идет прежде всего о Геннадии Зюганове, Григории Явлинском и «кандидате от общественности» Константине Титове. Эти политики борются не за президентское кресло, они понимают, что занять этот пост им не грозит. Борьба здесь идет исключительно за дополнительные проценты. И получить их можно лишь с помощью пиаровской раскрутки — телевизионных роликов и газетных публикаций агитационного характера, размещаемых на телеканалах и в печатных изданиях. По крайней мере, такой логики придерживаются в избирательных штабах. Поэтому масштабы агитационной кампании некоторых кандидатов поистине поражают своим купеческим размахом. Даже у рядового избирателя возникает вопрос: «На какие деньги гуляем, господа?»

Мы сравнили существующие расценки на размещение политической рекламы в крупнейших российских газетах с количеством публикаций, призывающих голосовать за того или иного кандидата. Круче всех оказался лидер «Яблока». К примеру, только за прошлую неделю Григорий Явлинский появлялся на страницах одной из самых дорогих (в смысле публикации рекламных материалов) российских газет буквально в каждом номере. Дело доходило до четырех публикаций сразу. Причем на большинстве посвященных ему материалов либо не было ссылки на единственно законный источник финансирования — избирательный фонд кандидата, либо агитация была скрытой рекламой, которая, кстати, стоит больше, чем откровенная. Но сколько же стоит разместить такую рекламу официально? Не называя имен изданий, отметим, что рекламная полоса в одной из популярных газет стоит не менее ста тысяч рублей, а за рекламу политического характера нужно прибавить еще 40% суммы контракта. Наценка за размещение на первой полосе составляет сто процентов уплачиваемой суммы на второй и третьей полосе. Полоса в другой не менее популярной газете стоит 21,5 тыс. долл. Попробуйте подсчитать количество публикаций Явлинского, умножьте на вышеприведенные цифры, и у вас возникнут естественные подозрения, что денег истрачено больше, чем положено по закону.

К этому стоит прибавить огромное количество роликов кандидата Явлинского, разнообразящих каждую вторую рекламную паузу на общероссийских телеканалах. Можно припомнить и два прошедших уик-энда, в течение которых лидер «Яблока» не выходил из кадра популярных семейных передач «Смак», «Здоровье» (ОРТ) и «Третий тайм» (НТВ) и даже «Женские истории» (ОРТ). Как известно, на участие в подобных передачах официальных расценок не существует. А альтруизм телекомпаний НТВ и ОРТ, которые накануне выборов проявили искренний, но избирательный интерес к одному из кандидатов в президенты, понять трудно. Причем если подсчитать количество роликов и хвалебных статей, а соответственно затраченные суммы вполне возможно, то к такого рода агитации ЦИК придраться не может, потому что во время всех своих появлений в эфире Явлинский не сказал ни слова о политике — он лепил вареники, пил водку и рассказывал о пользе здорового образа жизни. То есть перед телезрителем он предстал не в образе кандидата, претендующего на пост главы государства, а примерного семьянина. Простого гражданина показывать и расхваливать по телевидению закон вроде бы и не запрещает. При всем при этом Григорий Явлинский израсходовал чуть больше 12 600 тыс. руб. из 21 195 тыс. руб. 50 коп., которые поступили на его счет. ЦИК установил, что из избирательного штаба на подобные мероприятия, признанные агитацией, Явлинский не особо потратился из штабных денег. Но тем не менее никаких санкций в отношении Явлинского Центризбирком применять не собирается, попросив лишь «обратить внимание».

Что касается еще одного «примелькавшегося» на телеэкранах кандидата — Константина Титова, то масштабы его агитационной деятельности хоть и поскромнее, чем у Явлинского, но также впечатляют. Однако штаб Титова использует гораздо более деликатные способы «раскрутки» собственного кандидата. К примеру, на каждом из уличных билбордах, которые, заметим, стоят недешево, есть информация и о типографии, и о тираже. Также соблюдено непременное условие закона — помечено, что изготовлен плакат по заказу кандидата в президенты и оплачен из избирательного фонда. В телевизионных «семейных» передачах самарский губернатор появляется гораздо реже Явлинского.

Не так часто на экранах телевизоров можно увидеть и Геннадия Зюганова. И это, несмотря на то что лидер КПРФ потратил почти весь избирательный фонд — 20 367 тыс. рублей из 24 397 тыс., поступивших на счет средств. И основные объемы были израсходованы именно на рекламу в электронных средствах массовой информации.

Дабы отмести всяческие подозрения в пристрастности, нужно заметить, что кандидаты изначально были поставлены в неравные условия. Давно не секрет, что политика — это бизнес, причем бизнес, в котором крутятся огромные деньги. Не секрет и то, что стремление попасть во власть объясняется во многих случаях лишь получением гораздо более ощутимой прибыли в будущем тех, кто вкладывает деньги в определенного кандидата. Поэтому в таких условиях всерьез соревноваться, к примеру, с Владимиром Путиным, фактически занимающим сразу два высоких государственных поста, можно только с помощью огромных средств. Но даже для того, чтобы делать гигантские вливания средств в раскрутку кандидата, нужно выбрать достойнейшего, чтобы они попросту не пропали. И конечно, постараться соблюсти закон о выборах. Да и надежды «вкладчиков» порой отнюдь не связаны с ближайшими выборами. К примеру, Явлинский, Зюганов и Жириновский являются лидерами крупнейших партий, работающих в Думе. Так что деньги, жертвуемые в фонды кандидатов в президенты, сработают и принесут дивиденды, возможно, не сейчас, а спустя некоторое время.