Судя по сообщениям информационных агентств, есть основания полагать, что президент Путин на встрече с президентом Шеварднадзе правильно решил задачу урегулирования российско-грузинских отношений и перевел вопрос из плоскости государственного конфликта в плоскость сотрудничества правоохранительных органов.
Потенциал России несопоставим с возможностями ее соседей. Тем выше ее ответственность за все, что происходит в регионе.
Военные действия России против Грузии недопустимы. Сомнительные результаты военной операции несопоставимы с потерями, которые понесет Россия политически как во внутреннем, так и в международном плане, распространив войну в Чечне на соседнее независимое государство. Двести лет мы жили в одном государстве, семьдесят из них – при советской власти. Человеческие, культурные, нравственные последствия этого шага были бы разрушительны для наших народов.
Ситуация в Панкисском ущелье в Грузии – не является ключевым вопросом для окончания войны в Чечне. По нашим данным, боевиков и террористов в самой Чечне и сопредельных территориях не меньше, а намного больше, чем в Панкисси. Боевики, террористы и наемники, оружие, финансовые потоки проникают в Чечню не только и не столько из Грузии. Не нужно забывать, что это Чечня породила фактор Панкисси, а не наоборот.
Однако некоторые военные предлагали президенту именно такое решение. Они пытались скрыть в глазах президента свою неспособность решить поставленные перед ними задачи в Чечне и в качестве отвлекающего общественное мнение трюка использовать удар по Грузии.
Есть ли вообще грузинская проблема в этом смысле? Есть, безусловно. Определенные силы в Грузии оказывают политическую поддержку активным противникам конституционных институтов России. Чеченские повстанцы в Грузии должны быть разоружены, террористы обезврежены и судимы. В этом смысл политического сотрудничества руководства России и руководства Грузии. Россия может и должна оказывать на Грузию давление, использовать правоохранительные органы. Но это никак не вопрос военного столкновения двух государств.
Кстати, недальновидное и безответственное вмешательство российских структур в Абхазии, Аджарии и Южной Осетии бесперспективно и очень опасно. В ответ на то, что российская политическая элита потакает сепаратистским настроениям, Тбилиси считает возможным давать политическое прикрытие чеченским террористам. Однако Тбилиси, полагаясь на поддержку международного сообщества, напрасно пытается вести себя симметрично и повторяет ошибки России.
Надеюсь, Кишиневская встреча положит конец военной истерии, раздуваемой российской политической элитой в последние недели.