Впервые празднование Рождества Христова было введено в IV веке в Константинопольской Церкви и достаточно быстро распространилось по всему православному Востоку. Рождество Христово завершает сорокадневный Рождественский пост, который начинается 28 ноября.

Пост этот называется также Филиппов, поскольку начинается на следующий день после празднования памяти святого апостола Филиппа. Цель поста — приготовить верующих к встрече одного из главных праздников Церкви — Рождества Господа нашего Иисуса Христа.

Первое упоминание о Рождественском посте встречается у богослова и писателя конца II — начала III века Климента Александрийского. Св. Лев Великий (IV век) называет этот пост древним установлением и называет его «жертвой за собранные плоды», подразумевая нашу благодарность Богу за то, что он «даровал нам минувший год, за все случившиеся в нем радости». В V веке были написаны для этого праздника священные песнопения. В Русской Православной Церкви праздник Рождества Христова стал отмечаться фактически сразу после принятия христианства.

Окончательно Рождественский пост, а также его продолжительность и содержание были установлены на Константинопольском Соборе в 1166 году. Пост этот считается менее строгим, чем Великий или Успенский. В канун праздника, называемого сочельником, верующие воздерживаются от еды «до первой звезды», то есть до появления на небе звездочки, которая 2 тысячи лет назад указала путь волхвам к новорожденному младенцу Иисусу.

В Рождественский пост и одиннадцать дней последующих за ним святок не совершаются венчания. Правила воздержания, предписанные Уставом Церкви в Рождественский пост, такие же, как и в Петров пост. Уставом запрещены мясо, сливочное масло, молоко, яйца и сыр. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), в храмовые праздники и в дни великих святых, если они приходятся на вторник или четверг.

Разумеется, для детей, старых и больных людей, беременных и кормящих женщин, а также для недавно пришедших к Православию правила поста ослабляются. Уместно также вспомнить традиционную русскую поговорку «Важно не то, что в рот, а что изо рта», а посему, если вдруг возникает непреодолимое желание отъесть хотя бы кусочек от своего ближнего, то лучше заменить «брата своего» каким-то блюдом, которое облегчит вам обоим существование на время поста.

Во время многодневных постов (к каким относится Филиппов пост) по субботам, воскресеньям и большим праздникам можно выпить красного виноградного вина.

Однако смысл поста не в том, чтобы посидеть на диете, не спиться или подлечиться. Воздержание от скоромной (непостной) пищи — всего лишь один из компонентов поста, важнейшими составляющими которого остаются во все времена покаяние и молитва. Именно потому мы и освобождаем наш организм от тяжелой пищи, чтобы «тело не тянуло душу к земле», позволив ей сбросить оковы греховных помыслов, лености, агрессивности. Важно не потерять время поста для души, сделать так, чтобы через молитву и покаяние душа очистилась бы хоть немного. Без этой цели пост теряет свое духовное значение и остается лишь несложной диетой.

Следует помнить, что настоящий пост — в молитве, покаянии, преодолении страстей и пороков (или хотя бы одной, пусть самой маленькой страсти), прощении обид, а также в воздержании в супружеской жизни и исключении увеселительных и зрелищных мероприятий.

Пост — это удивительный духовный опыт, дающий нам ощущение пути и цели. И основа покаяния — осознание греха как такового и искреннее желание избавиться от него, то есть стать лучше, чище, человечнее.