Журнал «Автомобили», №3, март 2000 года

Когда я стану президентом
На вопросы главного редактор Александра Кобенко отвечает кандидат в Президенты РФ Григорий Явлинский

Г.Явлинский

— Григорий Алексеевич, каким был ваш первый автомобиль?

— «Москвич-2140», переходная модель. Мы купили его в 76-м году.

— На каком автомобиле вы сейчас передвигаетесь… …по служебным надобности)

— Ездил на «Волге» до последнего. Год назад водитель Николай Михайлович взмолился: невозможно работа каждые три дня ремонт, спешишь по делам — посреди улицы машина встает. Сейчас езжу на «Сааб-9000» с двухлитровым двигателем.

…и по личным делам?

— Личной машины нет, да личные дела почти полностью совпадают служебными.

— Ваше любимое место в автомобиле?

— За рулем.

— Три автомобиля, которые хотели бы иметь в собственном гараже?

— Трех автомобилей мне не нужно.

— Сколько должен зарабатывать здоровый мужчина средних лет, проживающий в большом городе, чтобы ему не стыдно было перед домашними?

— Смотря какие домашние. Глава семьи должен зарабатывать столько, чтобы можно было без героических усилий учить детей, лечить родителей, купить автомобиль, квартиру, чтобы жена могла спокойно вести хозяйство, не думая с тревогой о том, что будет завтра.

— А сколько он сможет зарабатывать после двух лет вашего пребывания на президентском посту?

— Ну это уж как сумеет. А вообще мы будем делать все, чтобы создать условия для развития частного предпринимательства, для поддержки любой инициативы граждан, в рамках закона, конечно. Будем снижать налоги — в этом выход из экономического тупика.

— Дороги — одна из главных российских бед. Когда вы станете президентом, будете ли вы увеличивать дорожный налог или попробуете решить эту проблему каким-то другим способом?

— Давайте вспомним, что представляет собой дорожный налог. По образному и уже устоявшемуся выражению, он относится к категории «вредных» и «грабительских», поскольку взимается с оборота. Таким образом, этот налог «накручивает» цену на каждой стадии обработки, этот налог не учитывает размер прибыли предприятия. Поэтому в разработанном «Яблоком» проекте налоговой реформы этот налог предлагается отменить.

Вообще, существование отдельного дорожного фонда (а из фонда гораздо проще, чем из бюджета, увести деньги куда-нибудь «налево») является пережитком социализма и нарушает главный бюджетный принцип — «общего котла», когда все доходы сваливаются «в одну кучу», а затем расходы финансируются согласно приоритетам. Поэтому очень важно, как распределить в будущем эти самые приоритеты:

финансировать социальные программы или национальную оборону, строительство дорог или администрацию президента. Если общество решит, что бездорожье — наша главная проблема, хорошо, давайте сконцентрируемся на дорожном строительстве. Но не будем забывать еще об одном бюджетном принципе: «получающий преимущества». Его суть заключается в том, что платить налог должен тот, кто получает или получит выгоду от расходования государственных средств. И вот пример: цены на бензин (включая акцизы) в Венгрии составляют почти 1 доллар за литр (то есть на западноевропейском уровне), зато территория страны постепенно покрывается первоклассными, «западноевропейскими» автострадами.

— Григорий Алексеевич, когда вы станете президентом, снизятся ли таможенные пошлины на ввоз новых иномарок в Россию?

— Для большинства иномарок — да, несомненно. Можно сохранить на высоком уровне пошлины лишь на наиболее престижные и дорогие автомобили. В частности, именно такую стратегию предусматривал разработанный нашей партией альтернативный вариант бюджета-2000. В более отдаленной перспективе стратегия должна быть более гибкой: можно вводить высокие пошлины на те иномарки, которые составляют конкуренцию по качеству и цене российским образцам. Но так можно поступать только по мере развития отечественного автомобилестроения. Пока, к сожалению, единственная иномарка, конкурирующая с нами по качеству и цене, это «Запорожец».

Еще маленькая ремарка. Сейчас значительное число иномарок поступает в Россию из Беларуси, где пошлины существенно ниже. Российская казна теряет от этого. Если мы хотим реальной интеграции, то перед созданием непонятного «Союзного государства» надо было бы создать сначала реальный таможенный союз и унифицировать пошлины.

— Когда вы станете президентом, будут ли российские автопроизводители иметь льготы относительно иностранных компаний, налаживающих производство в России, или все будут работать в одинаковых условиях? Как вы будете защищать отечественного производителя?

— Если завод выпускает автомобили, создает рабочие места, то налоговым органам должно быть абсолютно неважно, какие автомобили он выпускает, — «Рено» или «Москвич». Другое дело, если правительство имеет четкую экономическую стратегию на перспективу. Тогда поднятие качественного уровня российских автозаводов будет одним из его приоритетов. Но если мы опять попробуем «защитить» АвтоВАЗ запредельными пошлинами и льготами, наше автомобилестроение отстанет уже не на 30 лет, а лет на 100.

Давайте, наконец, обратимся к мировому опыту! Нам нужны современные технологии, для этого надо приглашать зарубежных производителей. Вы стройте завод, а мы вас освободим почти от всех налогов и пошлин. Но! Будьте добры, через год-два довести долю российских комплектующих до 10%, через 5 лет — до 30% и так далее. Вот тогда налаживающие производство в России компании будут вынуждены выбирать из российских поставщиков (между ними развернется конкуренция!), будут решать с ними в частном порядке вопросы снижения брака, возможно, где-то и передавать более современные технологии. По мере того как собираемые иномарки будут становиться все более «российскими», станет снижаться их цена. ТЪгда они попадут в другую ценовую нишу и начнут составлять конкуренцию продукции АвтоВАЗа, «защищенной» до этого своей низкой долларовой ценой (вот и ответ на вторую часть вашего вопроса). ВАЗ будет вынужден также повышать качество, а тут уже поднаторевшие субподрядчики наготове!

— Когда вы станете президентом, будет ли правительство контролировать розничные цены на бензин?

— Фиксировать цену никто не будет. Однако в развитых странах косвенным образом регулируется до 50% цен. К ним относится и цена на бензин. Для недопущения всякого рода кризисов, подобно летнему 1998 г., нам также необходимо косвенное регулирование — через акцизы, создание запасов, развитие конкуренции, и т.д. Наша проблема — в высокой монополизации рынка. Существуют несколько монстров, типа Лукойла, а «конкуренцию» им создают зачастую карликовые компании. Между тем практика показывает, что оптимальной является ситуация, когда наряду с «крупняком» существует ряд средних по размерам компаний (10-30 заправок). Значит, развивать конкуренцию нужно именно в этом направлении. А я уже говорил о важности и возможностях использования акцизов на бензин.

— Какой процент нефтедобычи в стране должен быть «государственным»?

— По большому счету, величина такого процента не имеет значения. Естественно, стратегическое значение нефти заставляет иногда принимать в этом секторе решения не в соответствии с желанием получить сиюминутную максимальную прибыль, а в соответствии с национальными интересами. Но гораздо важнее не то, сколько акций нефтяных компаний закреплено за правительством, а в каких отношениях оно находится с нефтяным бизнесом. Влияют ли «нефтяные короли» на принятие государственных решений (и государство превращается в их марионетку) или же государство заставляет их считаться с национальными и общественными интересами. К сожалению, в России постепенно реализуется третий вариант — нефтяные (и не только) короли сами становятся государством.

— Когда вы станете президентом, пересядут ли работники администрации и правительства на отечественные автомобили?

— К сожалению, провал попытки Немцова пересадить всех на «Волги» дискредитировал эту идею. Между тем это вопрос уважения к своей стране. Если вы вращаетесь в сфере публичной политики, то ваша частная жизнь становится не такой уж частной. Например, вся страна будет исследовать вашу налоговую декларацию, если вы боретесь за президентский пост. Вы уже не просто потребитель, выбирающий более качественную модель. А наше руководство было временщиком во всем, не только в этом.

— Когда вы станете президентом, будут ли продлены льготы печатным СМИ?

— Мы всегда защищали свободу слова. Что касается льгот, я считаю, что государство должно предоставить СМИ определенные льготы, чтобы освободить их от влияния некоторых одиозных частных лиц.