В минувшую среду лидер фракции «Яблоко» в Законодательном собрании Санкт-Петербурга, Григорий Явлинский, прочитал лекцию «Глобальное экономическое развитие: два сценария для развивающихся стран» студентам и преподавателям экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Основатель «Яблока» и профессор Высшей школы экономики считает, что мировая экономика развивается в направлении быстро растущей поляризации между бедными и богатыми странами, предстоит долгая экономическая рецессия, а кризисы будут повторяться. Причиной такого развития событий являются внутренние проблемы, накопившиеся в капиталистической экономической системе. Одной из главных — является резкое снижение доверия в экономике и потеря влияния общества на правила экономической деятельности. Для России же главное — определиться, в числе каких стран она хочет находиться.

Явлинский начал лекцию со своего взгляда на глобальный финансовый кризис, начавшийся 2007 году. Он уверен, что этот кризис был вызван долговременной тенденцией, смысл которой состоит «в ослаблении мотивации регуляторов и самих рыночных агентов соблюдать разумные правила ведения экономической деятельности». Главной же причиной ослабления мотивации является «процесс размывания общественного контроля, общественных правил поведения в экономике в целом», считает Явлинский.

На это повлияли несколько обстоятельств. Первое — «интеллектуализация» экономики: «Появилось огромное количество этапов между изначальными ресурсами и конечным потреблением. Когда между ними так много звеньев, связь между деятельностью и результатом становится непонятной. Это позволяет создавать прибыли буквально из воздуха» — сказал Явлинский. Второе: последние десятилетия самыми высокими темпами растет экономика брендов. Они принадлежат развитым странам, которые перенесли товарное производство в развивающиеся страны. При этом, большую часть прибыли получают именно владельцы брендов.

Кроме того, постепенно крупнейшие мировые бренды разрослись до степени, что обрели монополию на историческую и интеллектуальную ренту, а с этим — и контроль над рынками: «На базе этой интеллектуальной собственности конкуренция не исчезает совсем, но идет не за товары, а за бренды. Это уже совсем другая плоскость» — пояснил профессор ВШЭ.

Третье обстоятельство, по мнению Явлинского, состоит в усилении влияния групп интересов на политическую деятельность: «Очень много говорят об олигархии в России, и справедливо говорят. Только сращивание Уолл-стрита с Белым домом тоже является фактом» — отметил он.

Наконец, последнее обстоятельство состоит в «новой экономике», к которой Явлинский отнес некоторые сегменты финансового рынка — торговля деривативами, спекулятивные операции фьючерсами, а также рынки высоких технологий, товаров и услуг, электронную торговлю, онлайн-развлечения и тому подобное. Данное направление, по мнению экономиста, — самая непрозрачная часть экономики, а поэтому невозможно понять ни издержки, ни характеристики продукции, ни гарантии для потребителей «новой экономики». Эта сфера, считает Явлинский, «работает на уровне фетишей и самоощущений, существуя в сознании потребителей», а следовательно, ее макроэкономическое регулирование крайне затруднено.

Все вышеперечисленное и создает почву, при которой игнорирование общественных норм и интересов становится «безгранично действующей практикой». Накопление такой практики и приводит к кризисным ситуациям, подобной кризису 2007 — 2009 гг.

Явлинский также описал возможные последствия, которые будут иметь вышеперечисленные тенденции.

Прежде всего, они навсегда сохранят положение развитых и неразвитых стран: «Я думаю, к 2050 году в мире не будет развивающихся стран. Будут только развитые страны и неразвитые навсегда», — уверен Григорий Явлинский. По его словам, диалог между этими двумя группами будет главным для XXI века. Ведь богатые страны и компании, получающие прибыль от владения брендами, которая реализуется в форме инновационной ренты, при развитии этих тенденций получают вечное преимущество. Однако, она имеет негативные последствия для внутреннего общества «Эта рента позволяет перераспределять в свою пользу потоки доходов внутри общества и фактически формирует класс новой аристократии, процветание которой не связано с вкладом в общественное богатство». А в глобальном смысле инновационная и историческая ренты закрепляют сформировавшиеся на сегодня роли в рамках мирового хозяйства.

Другое следствие — изменение принципа влияния технического прогресса на экономику. Если для развитых стран он всегда был «основной производящей силой», то сейчас превращается в «игрушку для инноваций», что ведет к нарушению связи между производительностью и доходностью.

В данной ситуации главным вопросом для России является: к какой группе она будет принадлежать в будущем — экономически развитых стран или тех, которые никогда не преодолеют этот барьер? «Если вся наша экономическая политика будет реактивной и основанной только на природных ресурсах, то я не берусь предсказать, что будет с Россией через 10-15 лет» — резюмировал лекцию Григорий Явлинский.

Также, отвечая на один из вопросов студентов, Явлинский отметил, что при развитии описанного им сценария к 2050 году будет два центра экономической мощи — Северная Америка и Азия. У Европы же есть только один путь остаться экономически мощным регионом — это найти общий язык с Россией: «Если будет интегрированная экономическая российско-европейская система, тогда в мире будет треугольник экономической мощи. Пока европейские политики не поймут этого, они не сдвинутся с места. Слом Берлинской стены не стал «концом истории» — он стал концом европейской стратегии» — считает основатель «Яблока».

28 февраля 2013
Федор Анащенков
8 (921) 9229468