27 ноября в Госкино России состоялся показ нового фильма Сергея Бодрова-старшего «Медвежий поцелуй» (Bear’s kiss).

После фильма Сергей Бодров ответил на вопросы журналистов.

С.Б. Я благодарю всех, кто пришел сегодня посмотреть фильм. Я понимаю, что повышенное внимание связано с событиями 20 сентября. Я прошу вас не спрашивать меня, что я по этому поводу думаю. Когда я прилетел в Осетию, меня обступили журналисты и спросили, что и как я переживаю, вообще, как я. Хреново. Не будем об этом говорить.

Ни я, ни мой сын не записывались в похоронный бизнес. Поэтому я буду говорить о работе. Но я понимаю и то, что мы работаем для людей, которые вправе задавать вопросы, поэтому я сегодня пришел сюда. Давайте говорить о картине.

Это была одна из самых счастливых моих картин. Нам здорово работалось, мы много шутили, смеялись, мы остались довольны своей работой.

Как складывалась идея картины?

Идея родилась давно, в 1994 году. У меня есть такой лист, который я кладу перед собой, когда собираюсь снимать новую картину. Смотрю каждый год, что пора уже снимать, что можно отложить, что-то поднимается на верхнюю строчку. Дошла очередь и до этого сюжета. Это ведь известный сюжет: девочка и медведь. С одной стороны, это русский сюжет, но такие же есть и в Индии, и в Африке, и у американских индейцев. Это такая универсальная история.

В детстве я жил очень далеко, на Дальнем Востоке. В соседнем поселке был настоящий шаман, который, когда собирались гости, пел песню о том, что его отец — медведь. И я верил, что у человека может быть отец медведь. Попробуйте расскажите кому-нибудь сегодня, что кто-то в это верит. Но и сейчас я в это верю.

Как воспринимают зрители Вашу картину?

Хорошо. В Венеции на кинофестивале наш фильм показывали в зале на 1000 человек. Я могу понять, как принимают картину. Она понравилась, особенно женщинам. Японцы в восторге. Вообще за столько лет я научился делать картины. Сейчас такой трудное время у меня: Но я буду работать.

Вы сразу решили, что будет играть Ваш сын?

Нет. Я хотел, чтобы играл кто-то менее известный. Но потом понял, что Сергей сыграет лучше других. И я рад, что не ошибся.

А как он попал к Вам в первый раз на съемочную площадку — на фильм «Кавказский пленник»?

Я долго искал исполнителя на главную роль. Мой ассистент намекнул, что можно попробовать моего сына. Я сказал, что ни за что, потому что, если не получится, слишком большая ответственность. Потом подумал и решил, что попробую, если никого другого не найду. Попробовал. Он оказался очень хорош. Да, это мой ребенок, я, конечно, его знал, но во многом и не знал. Он мне по-новому открылся.

Перед пресс-конференцией в Каннах я сказал ему, что надо что-нибудь придумать про нас, потому что журналисты будут спрашивать одно и то же: как сниматься у отца и как работать с сыном. Мы решили так: я буду его хвалить и говорить, как мне с ним хорошо работается, а он пусть говорит, что со мной работать ужасно. Так все и было. На каждой пресс-конференции спрашивали одно и то же. Сергей так вошел в образ, что стал рассказывать, как со мной невозможно работать, что больше никогда в жизни, что я беспрерывно на него кричал, потому что на своего можно. (Когда я на него кричал? Ну, может, крикнул один разок.) Примерно через год я попросил его сказать обо мне что-нибудь хорошее. Он сказал, что поздно: миф создан.

Ваш герой — оборотень. Во всех фильмах показывается долгий мучительный процесс превращения. Чем у Вас заменен этот момент триллеровости?

Все показывают превращение долго и страшно. Поэтому я решил совсем его не показывать. На самом деле это происходит мгновенно. Я живу в 20 километрах от Мексики, это места, описанные Кастанедой. Мой оператор, мексиканец, показал мне настоящего шамана. Мы ехали 8 часов на машине, потом шли в горы часов 6, дошли до селения, где живет совершенно обособленное племя. Это совершенно другой мир. Так вот там все это происходит быстро.

Вы сами видели превращения?

Я видел другую жизнь.

Важно ли Вам, чтобы эту роль играл русский актер?

Важно. Русский медведь — русский актер.

А откуда взялась в картине идея цирка?

Цирк тоже был всегда. Я люблю отталкиваться от живых впечатлений. Однажды на Мосфильме я встретил человека с медведем. Он ушел из цирка, искал, где бы ему подработать. Я помочь ему ничем не мог, но мы с ним подружились. Его звали Андрей, медведя — почему-то Майкл. Жил Андрей вместе с дочкой 12-летней, Светой, и медведем в проспекте Вернадского. Он был такой идеалист, хотел, чтобы дети и люди вообще не боялись зверей. Он ходил по детским садам, детским домам, выступал там. Однажды я привез его в Дом ветеранов кино. Видели бы вы, как радовались старики этому зверю, как он их обнимал, облизывал.

Андрей выступал с медведем на Арбате, его дочка — со змеями. Их маленький грузовичок постоянно ломался, и я ездил на своем «Москвиче» забирать их оттуда. И вот мы едем по Москве. Около меня Светка со змеями, сзади Андрей с Майклом, я до сих пор помню у себя на плече тяжесть его башки. И ни один милиционер не останавливал.

Вы живете в Америке, а снимаете фильмы на деньги европейцев, не хочется ли Вам переселиться поближе?

Фильм об Африке я снимал на американские деньги. Мне это не понравилось. Получается чисто американская картина. Если хочешь делать что-то по-настоящему, проще делать в Европе. Эту картину сняли на деньги множества европейских продюсеров, мы работали, как цыгане, кочевали по всей Европе: Германия. Испания, Швеция, Россия. Где дают деньги — там и снимаем. Это, конечно, головная боль, но такая работа. Благодаря нашему продюсеру Сергею Сельянову мы начали снимать в прошлом мае, иначе бы ничего не успели. Первые деньги были русские. Получилась дорогая картина по европейским масштабам — примерно пять с половиной миллионов.

Вы слышали, какой отвратительный дубляж сделали?

Я немного посмотрел и ушел. В нашем фильме работали очень хорошие актеры, жаль, что их не слышно. В России, как и в Европе, не хотят смотреть фильмы с субтитрами. Жаль.


Производство: Россия / Германия / Швеция / Испания
Год выпуска: 2002
Студия: Pandora Film / Кинокомпания СТВ
Жанр: Драма
Режиссер: Сергей Бодров-старший
Автор сценария: Сергей Бодров-старший, Терренс Малик
Продюсер: Карл Баумгартнер, Сергей Бодров-старший, Кристоф Фридель
В ролях: Сергей Бодров-младший, Ребекка Лильеберг, Иоахим Крол, Ариадна Гил, Маурицио Донадони, Марселла Муссо