Вторая Чеченская война

1999 - 2000

Ситуация вокруг Чечни снова обострилась летом 1999 г., когда чеченские отряды начали боевые действия на территории Дагестана, стремясь создать там «исламское государство» или субъект конфедерации с ней в рамках так называемой Вайнахской республики. В итоге события быстро переросли во Вторую чеченскую войну.

«ЯБЛОКО» предлагало не исключать в принципе возможности переговоров с частью сепаратистов и предупреждала об опасности вхождения федеральных сил на территорию горной Чечни, не отвергая возможности проведения военной операции на равнинной части этой республики. Однако эти предложения не были даже рассмотрены российским руководством.

Заявление руководителя фракции “Яблоко” Государственной Думы Григория Явлинского, 9 ноября 1999 года

Ситуация в России становится все более напряженной. Сотни тысяч беженцев на Северном Кавказе, угроза широкомасшабной зимней партизанской войны, нарастающие жертвы среди мирного населения, провоцирование конфликтов между военным и гражданским руководством страны в связи с абсолютной неясностью политической перспективы в Чечне – все это серьезная политическая дестабилизация.

Вооруженные силы России в августе-ноябре нынешнего года выполнили свою задачу на Северном Кавказе, создав впервые за последние пять лет убедительные предпосылки для ведения политического процесса.

В сложившихся условиях в целях обеспечения безопасности российских граждан и стратегических интересов государства, мы считаем необходимым потребовать от политического руководства страны немедленных действий и предлагаем следующий план.

Введение чрезвычайного положения на части территории Ставропольского края, Республики Дагестан и других территорий, сопредельных с Чеченской Республикой.

С целью обеспечения минимально необходимой правовой базы для действий Вооруженных сил РФ – в соответствии с законодательством и воинскими уставными документами, определить зоны ведения боевых действий, обнародовать приказы Верховного Главнокомандующего ВС РФ и решения высших органов государственной власти страны, в соответствии с которыми осуществляются боевые действия на Северном Кавказе.

Прекращение массированных бомбардировок территории Чеченской Республики и приостановление широкомасштабных сухопутных наступательных операций.

Переговоры с А. Масхадовым как с законно избранным Президентом Чеченской Республики. Условия переговоров:

  • освобождение всех людей, взятых в заложники;
  • создание минимальных основ гражданского правового государства, прекращение исчезновения (похищения) людей и работорговли;
  • выдача российским властям для предания суду террористов, объявленных в международный розыск либо депортация обвиняемых в терроризме за пределы Чечни и Российской Федерации;
  • осуществление всеми имеющимися у официальных властей Чеченской Республики силами комплекса решительных мер по разоружению всех негосударственных вооруженных формирований.
  • ликвидация всех военизированных репрессивных органов;
  • отказ от приема на территории Чечни лиц, обвиненных в международном терроризме.

Российские власти готовы оказывать всемерную поддержку официальным властям Чеченской Республики в выполнении этих задач.

В случае отказа президента А. Масхадова от ведения переговоров в рамках изложенных условий – отводится 30 суток для того, чтобы беженцы могли покинуть Чеченскую Республику. Затем перечисленные задачи решаются федеральными силами самостоятельно.

Поскольку в районе ведения боевых действий места своего постоянного проживания уже покинули несколько сот тысяч человек и в ближайшее время их число может возрасти, – важнейшей государственной задачей является обустройство этих людей в безопасных для проживания местах, с присвоением им соответствующего статуса.

В целях материального и медицинского обеспечения людей, покинувших места своего постоянного проживания, необходимо немедленное привлечение государственных ресурсов и резервов Российской Федерации, а также широкое и беспрепятственное предоставление международной помощи со стороны ООН, ОБСЕ, Международного Красного креста, различных мировых гуманитарных организаций и правительств зарубежных государств.

Для повышения эффективности работы контрольно-пропускных пунктов на административной границе Республики Ингушетия и Чеченской Республики привлечь для выполнения контрольных функций Федеральную пограничную службу, заменив ею подразделения Министерства обороны РФ.

С резкой критикой позиции Явлинского тогда выступил председатель правления РАО «ЕЭС России», один из лидеров партии Союз Правых Сил Анатолий Чубайс. «В Чечне происходит возрождение российской армии, утверждается вера в армию, и политик, который так не считает, не может считаться российским политиком. В этом случае есть только одно определение – предатель. И возможные попытки Явлинского оправдаться сути не меняют», - заявил он. Ответом на слова Чубайса стала редакционная статья в газете Moscow Times под заголовком «Спрашивать о целях войны – предательство?»:

«…Он (Явлинский) стопроцентно согласен с целями войны. Он желает ей успеха. Но он полагает, что настало время сменить тактику. Согласно Чубайсу, уже за одно это мы не должны считать Явлинского российским политиком, поскольку он не думает, что «в Чечне происходит возрождение российской армии».

Чубайс имеет полное право презирать мирный план Явлинского. Но вместо того, чтобы оспаривать его предложения, он оспаривает само его право выступать с предложениями. Чубайс может называть себя либералом. Но когда он клеймит Явлинского как врага народа, его поведение скорее похоже на поведение сталиниста».

Предвыборные дебаты на НТВ между Григорием Явлинским и Анатолием Чубайсом о войне в Чечне, 26 ноября 1999 года 

Президентская выборы: альтернатива Путину 2000