Лидер фракции «ЯБЛОКО» в Государственной Думе

1993 - 2003

Осенью 1993 года Григорий Явлинский создал избирательный блок, который смог бы бороться за места в Государственной Думе. После длительных переговоров сооснователями блока стали бывший главный государственный инспектор России Юрий Болдырев и ученый и дипломат, бывший посол России в США Владимир Лукин. В состав блока вошли несколько политических партий: Республиканской, Социал-демократической и партией Российский Христианско-демократический союз — Новая демократия.

Основатели назвали новый блок по первым буквам своих фамилий - «ЯБЛоко». В своей программе новый блок отмежевывался и от демократов у власти (их представлял блок «Выбор России») и от коммунистов.

Из Манифеста основателей «ЯБЛока», ноябрь 1993 года

«…Мы отстаиваем демократические ценности, но отвергаем тот путь, который руководство страны избрало для их достижения.

Мы против политики, при которой хороши все средства - от лжи до стрельбы из танков по парламенту, а результат, именно из-за этого, всегда печален. Мы против политики “рынок”, “демократия”, “свобода” любой ценой”, поскольку такая политика забыла о человеке с его печалями и радостями, страхами и сомнениями, живой связью с прошлым и будущим и заменила его бездушным “населением”.

Мы против политики, при которой сила и ответственность власти существуют только напоказ, в громких речах и нелепых жестах, а на самом деле преступники все более безнаказанно обворовывают, грабят и убивают людей…»

В своей предвыборной платформе, подготовленной ЭПИцентром, с характерным названием – «Есть иной путь развития», ясно говорящим о целях этого политического объединения, «ЯБЛОКО» провозгласило свою оппозиционность существующей власти, заявив о себе как о демократической оппозиции. Такое положение фактически сохранилось и на последующее десятилетие.

Анализируя деятельность власти в стране накануне выборов, авторы программы отмечали, что в России люди чувствуют себя оторванными от властных институтов, в стране нет гарантий прав и свобод личности, нет и политической стабильности. Все это может привести к тому, что наше общество превратится в страну несостоявшейся демократии.

Резкой критике в программе блока подвергся проект Конституции и процедура его обсуждения и принятия. Блок предлагал передать проект для широкого общественного обсуждения в Федеральное собрание, после чего переизбрать (приблизительно через 2 года) обе ветви власти. Парламент таким образом изначально должен был носить переходный, временный характер.

Критически оценивая сложившуюся в стране общественно-политическую и социально-экономическую ситуацию и оставаясь верным демократическим идеалам, «ЯБЛОКО» выражало уверенность в том, что России нужен иной путь развития. Его видение и было изложено в предвыборной платформе.

В области экономики партия предлагала провести жесткое и максимально быстрое разрушение монополий, продолжавших играть ключевую роль в экономической жизни и после реформ Гайдара. Одновременно «ЯБЛОКО» выступало за создание правовых и экономических условий для развития конкуренции, за расширение частного сектора экономики и начало постепенной земельной реформы. В качестве приоритета в социальной политике провозглашались защита и развитие дошкольной медицины и общеобразовательной школы.

В области государственного строительства предвыборная платформа уделяла основное внимание проблемам укрепления федеративных основ российской государственности. Этот вопрос в то время был одним из основных в повестке дня отечественной политики. Многие субъекты Федерации принимали местные законы, противоречащие общефедеральным, в ряде регионов страны набрали силу этнические и региональные сепаратистские тенденции. В целях укрепления единства и территориальной целостности Российской Федерации «ЯБЛОКО» предлагало отказаться от идеи договорной федерации для России, а строить вместо нее конституционную федерацию. В этих же целях партия предлагала ввести единообразие в распределение бюджета между федеральным Центром и регионами, развивать межрегиональную интеграцию, осуществлять национальную политику на базе экстерриториальной культурной автономии. Платформа «ЯБЛОКА» в качестве важной задачи государственного строительства называла развитие системы местного самоуправления.

Принципиальным являлось и то, что «ЯБЛОКО» объявляло себя гражданской партией, которая обещала не лгать избирателям. Это обещание выделяло «ЯБЛОКО» среди других российских партий, лидеры которых за короткие сроки успели овладеть искусством политического лицемерия и демагогии, что уже почувствовали на своем личном опыте избиратели. В последующие годы «ЯБЛОКО» стремилось в своих действиях твердо следовать этому принципу.

Выбор политических приоритетов «ЯБЛОКА» в значительной мере предопределил и тот круг людей, которые были готовы отдать свои голоса за это объединение. В первую очередь, это были высокообразованные слои населения, ориентированные на демократические ценности, но критически относящиеся к проводимой властью политике преобразований и складывавшемуся в ее результате общественному порядку. Среди них были представители массовых «интеллигентских» профессий: врачи, учителя, другие работники бюджетной сферы, но были мелкие и средние предприниматели, лица свободных профессий, рабочие. Уже первые выборы показали, что электорат «ЯБЛОКА» сосредоточен в основном в крупных городах.

На выборах в Госдуму первого созыва (1993 год) блок получил 4 233 219 (7,86%) голосов и 27 мест. Фракция во главе с Явлинским занимала социал-либеральные позиции.

Предвыборная платформа блока «ЯБЛОКО» (1993)


Ограниченные полномочия парламента и отсутствие возможностей для создания эффективных инструментов контроля за деятельностью органов власти объективно препятствовали реализации долгосрочной стратегии «ЯБЛОКА». В условиях полуавторитарной власти президента и при слабом парламенте было объективно сложно реализовывать долгосрочную стратегию «ЯБЛОКА» - развитие институтов гражданского общества, альтернативный экономический курс, ориентированный на повышение благосостояния всего общества в целом, неуклонное соблюдение демократических процедур.

Это не означало, что партия отказывалась от собственной программы законотворческой деятельности. Разработанные законопроекты вносились в Думу и через СМИ доводились до сведения общественности. Но шансы на их одобрение были очень незначительны. В этих условиях фракции приходилось концентрировать основные усилия на работе с законопроектами, предлагавшимися правительством и другими фракциями, которые в значительной степени не соответствовали программным установкам «ЯБЛОКА».

Деятельность «ЯБЛОКА» по улучшению по мере возможности качества законотворческой деятельности Думы можно назвать «малым реформизмом».  Но иных возможностей эпоха, наступившая после 1993 г., для демократической оппозиции не оставляла. Вернее, теоретически они существовали, но в этом случае партия должна была отказаться от основополагающих принципов и прийти на службу к новым элитам, выторговывая за лояльность высокие посты в исполнительной власти для своих лидеров.

На выборах в Государственную Думу второго созыва (1995) «ЯБЛОКО» собрало 4 767 384 (6,89 %) голосов избирателей. Во фракцию входило 45 депутатов. На выборах в Госдуму третьего созыва (1999 год) за «ЯБЛОКО» проголосовали 3 955 611 избирателей (5,93 %).

Законотворческая работа фракции строилась исходя из следующих приоритетов. Во-первых, стремление максимально приблизить российское законодательство к европейскому, имея в виду вступление России в Европейский союз в течение 15–20 лет.

Во-вторых, усилия, направленные на построение в России либеральной экономической системы, основанной на низких налогах, простом экономическом законодательстве, которое даст возможность сформировать открытую конкурентную среду и придаст импульс развитию мелкой и средней частной собственности. 

В-третьих, построение в России демократического правового государства, создание юридических и политических гарантий соблюдения прав и свобод человека, зафиксированных в Конституции.

Наиболее плодотворной оказалась деятельность фракции в сфере экономического и социального законодательства. Так, «ЯБЛОКО» было в числе главных разработчиков Бюджетного, Налогового, Лесного, Воздушного и Земельного кодексов Российской Федерации, выступило одним из инициаторов введения плоской шкалы подоходного налога (фракция предлагала еще более радикально снизить ставку этого налога до 10% по сравнению с окончательно принятыми правительственными предложениями в 13%). Среди экономических законов, разработанных фракцией «ЯБЛОКО» и утвержденных парламентом, особое место занимает Законодательство о соглашениях о разделе продукции (СРП).

Небольшая по численности фракция в Думе всех трех созывов благодаря профессиональной работе с законодательством действительно добилась значительных результатов, особенно если учесть, что большую часть прошедшего десятилетия партия находилась в оппозиции правительству.

Находясь в оппозиции к правительствам, «ЯБЛОКО» в Думе первого и второго созывов регулярно голосовало против проектов бюджета страны. Закономерным продолжением оппозиционной политики являлось участие фракции «ЯБЛОКО» в двух попытках выразить в Думе вотум недоверия правительству (октябрь 1997 г. и июнь 2003 г).

В 2001-2002 гг., когда под влиянием могущественного атомного лобби Дума приняла поправки, разрешавшие ввоз в Россию отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) из-за рубежа, «ЯБЛОКО» оказалось единственной фракцией в Госдуме, которая последовательно выступала против этого закона, разъясняя населению, к каким негативным последствиям для экологии страны может привести его осуществление.

В 2003 г. фракция «ЯБЛОКА» выступила против правительственной программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства, противопоставив ей собственную концепцию, в которой основное внимание уделялось не фискальным задачам, как у правительства, а формированию конкурентной среды в сфере ЖКХ, осуществлению государственного и общественного контроля за использованием средств, получаемых коммунальщиками в ходе преобразований. Столь же жесткое сопротивление в 2003 г. «ЯБЛОКО» организовало и проекту реформы энергетики, подготовленному РАО «ЕЭС» России и поддержанному правительством.

В декабре 2001 году на базе общероссийской политической общественной организации «Объединение „ЯБЛОКО“» была официально создана партия социального либерализма — Российская демократическая партия «Яблоко. В 2006 году РДП «Яблоко» была переименована в Российскую объединённую демократическую партию «Яблоко» (РОДП «Яблоко»). Григорий Явлинский оставался председателем партии до 2008 года, когда на очередном съезде его сменил глава московского отделения «ЯБЛОКА» Сергей Митрохин. В настоящее время Григорий Явлинский входит в Политический комитет партии (ссылка на соответствующий раздел).

Залоговые аукционы 1995