«Дорожная карта» российских реформ

2003 - 2005

В 2003 году, когда стало ясно, что цены на природные ресурсы и, прежде всего, нефть и газ, стабильно растут, исходя из того, что правительство не в состоянии эффективно распоряжаться дополнительными доходами, Григорий Явлинский предложил создать Стабилизационный фонд.

Осенью 2003 года Явлинский сформулировал план демонтажа олигархической системы и преодолению последствий криминальной приватизации, который, в частности, предполагал введение однократного компенсационного налога.

В 2005 году план был доработан и описан в книге «Дорожная карта российских реформ».

Компасом «дорожной карты», по мнению Явлинского, должно было стать принятие в качестве базовых ценностей - человека и гражданина, и его свобод; его права на собственность и, одновременно, на социальную справедливость; приоритета института права по отношению к соображениям политической целесообразности и субъективными представлениями о ней конкретных лиц, наделенных властью и собственностью.

Прежде чем начинать собственно реформы, Григорий Явлинский предлагал «подвести некую черту под нынешним периодом российской истории со всеми его политическими, социальными и экономическими последствиями».

Во-первых, это вопрос власти. Государственная власть, по словам Явлинского, нуждалась в дополнительной легитимизации через предоставление более широких возможностей доступа к рычагам государственной власти представителям политических и социальных групп, альтернативных правящей, в обмен на гарантии с их стороны уважения основ конституционного строя и незыблемости принципов построения и функционирования системы власти в стране. Кроме того, необходимо было путем компромисса принять пакет законов, ограничивающих политическое влияние крупных собственников («деолигархизация власти»).

Во-вторых, это вопрос о собственности, прежде всего, крупной, так или иначе связанной с итогами и особенностями приватизации. Григорий Явлинский предложил пакет законов, включающий в себя три части.

Первая часть этого пакета должна была признать сделки по приватизации легитимными (кроме тех, где были совершены убийства и другие тяжкие преступления против личности) и ввести единовременный компенсационный для общества налог на чрезвычайную прибыль - windfall tax.

Вторая часть пакета - работоспособные действующие антимонопольные законы и законы о защите конкуренции, а также об ограничении концентрации капитала.

Третья часть – законы о прозрачности финансирования политических партий, о прозрачности лоббирования в Государственной Думе, в других органах, об общественном телевидении и целый ряд антикоррупционных законов, в том числе и об ограничениях на бизнесменов, чиновников и членов правительства, которые воспользовались коррупционной приватизацией 90-х годов.

В-третьих, это вопрос о судебном арбитраже как независимом институте хозяйственной и политической жизни.

После реализации названных предварительных условий можно было бы приступать к процессу модернизационных преобразованиям, начать которые нужно с институциональных реформ:

Реформы системы государственной службы, призванную коренным образом изменить систему мотивации труда госслужащих, повысить привлекательность госслужбы для людей способных, творческих и энергичных, и одновременно резко повысить требования, предъявляемые к степени их компетентности и честности. Содержание деятельности государственных органов должно быть подвергнуто более тщательной регламентации с обязательным усилением ее прозрачности и доступности для гражданского и парламентского контроля.

Реформы судебной системы. Степень и механизм ответственности работников судебной системы за неправомерные или необоснованные с точки зрения закона решения предлагалось многократно усилить, равно как и ответственность за попытки подкупа или оказания давления на судебные органы, в том числе и со стороны органов исполнительной власти. Одновременно судьям должен быть предоставлен справедливый и эффективный иммунитет. В судах должен был заработать механизм пересмотра ранее вынесенных незаконных приговоров.

Создания механизмов реализации целого ряда законов, направленных на противодействие коррупции и организованной преступности. Создание для этой цели специальных органов и сил, наделенных адекватными возможностями, вооруженных необходимыми для этого инструментами и надлежащим юридическим обеспечением и несущих за свою деятельность особую ответственность.

Разработки механизма защиты свободы информации при одновременном ужесточении ответственности за злоупотребления ею. Срочная разработка четких и однозначных критериев правомочности ограничений на распространение информации и доступ к ней, с одной стороны, и привлечения к ответственности за нарушение норм права и профессиональной этики при использовании этой информации – с другой.

Реформы естественных монополий и ЖКХ.

Реформы системы социального, в том числе пенсионного обеспечения, а также реформы трудовых отношений, которые призваны заложить в стране основы современного социального государства.

Вторым направлением в рамках предлагаемой «дорожной карты реформ» должно было стать создание системы стимулов для долгосрочного инвестирования и сложных форм современной экономической деятельности.

Третьим направлением реформ должно стать внесение существенных преобразований в секторы, способные и призванные предоставить ресурсы для будущего экономического и социального развития – в систему образования и организацию научных исследований как сферы, формирующие необходимые интеллектуальные ресурсы, и в национальный финансовый сектор, являющийся поставщиком капитала.

В заключении работы Григорий Явлинский предупреждал, что если реформы не будут реально и всесторонне осуществлены в ближайшие пять-десять лет, Россия окончательно утратит шансы на то, чтобы стать современной развитой страной и дезинтеграционные тенденции, как это было в случае с Советским Союзом, станут непреодолимыми.

Научная, преподавательская и экспертная работа 2004 - н.в.