Семь шагов к равенству возможностей. Предложено Г. Явлинским для выборов "Яблока" в 2007-08 годах

www.yavlinsky.ru 19.06.2007

Проект Программы- выборы 2007-2008 года. С учетом дополнений и изменений, внесенных Федеральным Советом Партии 15-16 июня 2007 года


ОТ АВТОРИТАРИЗМА И ОЛИГАРХИИ, БЕДНОСТИ И БЕСПРАВИЯ К СВОБОДЕ И СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ


Программа создания сильной России


Сегодня наша страна достигла довольно высоких темпов экономического роста. В целом заметно повышаются реальные доходы населения. Значителен рост инвестиций, идет быстрый рост капитализации крупных российских компаний, стал фактом их выход на мировые товарные и финансовые рынки. Однако, несмотря на эти, вроде бы обнадёживающие макроэкономические показатели, состояние нашего государства, вызывает серьезное беспокойство. С точки зрения обеспечения высокой конкурентоспособности России и сохранения её в нынешних границах она всё еще остается крайне слабой страной, и перспективы её очень туманны. Каковы основные составляющие этой слабости?


I. Семь главных бед современной России

Беда первая: авторитарная, кланово-олигархическая, коррумпированная власть, безответственная перед обществом, но стремящаяся сохранить свое господство, во что бы то ни стало


На протяжении практически всех пореформенных лет российская власть оказывалась неспособной эффективно управлять страной, адекватно отвечать на требования времени и новые угрозы. В последние годы, увлёкшись подавлением политической оппозиции и ростков реальной демократии в стране, она была занята в основном активным строительством полицейско-бюрократического государства, созданием искусственных «карманных» партий и проведением беспроигрышных для себя выборов. Теперь выборы проводятся под жестким контролем властей и ими же фальсифицируются. Поэтому в стране отсутствует самостоятельный парламент. Нет сегодня и независимого суда, который может в полной мере защитить граждан от преступников и чиновников-коррупционеров. На центральном телевидении фактически установлена политическая цензура и запрещено обсуждение важнейших политических и социальных проблем.

В течение последних восьми лет в стране проводились авторитарные реформы, сворачивались гражданские свободы. В разрез с буквой и духом действующей Конституции переписывалось избирательное законодательство: установлен 7-процентный барьер, отменены порог явки и графа «против всех». Фактически введен институт преемничества, не предусмотренный Законом. Задолго до начала избирательной кампании кандидатам от «партии власти» предоставлена возможность демонстрировать себя в федеральных СМИ. Стали привычными злоупотребления «административным ресурсом» в центре и на местах, участие различных государственных институтов, включая суды и силовые структуры, в акциях по исключению из предвыборной гонки нежелательных кандидатур и партий. Дело идет к тому, что оппозиционная деятельность будет приравнена к экстремистской. В результате тотальной активизации маргиналов как во власти, так и в общественной среде, сил, способных модернизировать страну, скоро просто не останется.

Откровенная политика, ориентированная на интересы, прежде всего крупного монополистического капитала и чиновничества, пренебрежение власти к закону, массовый административный произвол в отношении законопослушных граждан и попустительство в отношении правонарушителей из числа состоятельных и влиятельных лиц способствовали беспримерному расцвету коррупции. Эта раковая опухоль, кажется, проникла уже во все жизненно важные структуры государства и общества. Коррупция подавляет стимулы социально-экономического развития, создает с трудом преодолимые барьеры на пути технического развития, научного творчества, всего нового и передового. В зародыше гасится предпринимательская и трудовая активность.

Корни этой системы уходят в середину 90-х годов, когда произошло полное и «взаимовыгодное» слияние бизнеса и власти. Наиболее могущественные бизнес-структуры теперь диктуют государству решения не только в экономической, но и в политической сферах. Результаты подобной активности, осуществляемой, как правило, в ущерб общественным интересам и к выгоде тех или иных влиятельных группировок, уже заметны даже в сфере российских межгосударственных отношений.

Это и есть кланово-олигархическая система власти, в которой с середины 90-х годов изменилось только то, что несколько поредевшие ряды прежних олигархов, теперь пополнили высокие должностные лица. Нынешняя реальная верховная российская власть - это несколько «элитных» групп, состоящих из небольшого числа чиновников высокого ранга и близких к ним крупных бизнесменов. Присвоив себе права управления основными финансовыми, информационными и материальными потоками, они установили в стране режим, обслуживающий в основном их собственное существование.

Это необольшевистская власть, поскольку она обслуживает интересы правящей номенклатуры исключительно в ущерб абсолютному большинству граждан, ставит ни во что человеческую жизнь, свободу и справедливость, сводит ценности государства к набору временных технократических параметров.

Эта власть унаследовала авантюризм строителей разного рода политических и экономических пирамид, которые действовали в нашей истории на протяжении всего XX века.

Эта власть не решает проблемы страны по существу, а лишь создает пропагандистскую видимость, загоняя внутрь серьезнейшие болезни общества, в том числе такие, как ксенофобия и экстремизм.

Эта власть мешает России создавать прочный фундамент в отношениях с соседями на международной арене.


Беда вторая: сырьевая зависимость

Сегодня наш сырьевой экспорт вместе с продукцией смежных отраслей составляет примерно 80 % общего объема экспорта. Значит, продажа природных ресурсов может на долгое время остаться основным источником экономического роста. Всем нынешним финансовым благополучием страна обязана исключительно высокому уровню цен на экспортируемые энергоресурсы. Политика, сориентированная лишь на мировые рынки сырья, привела к тому, что фактически прекратили развиваться отрасли, жизненно важные для страны, – машиностроение, электроника, современные перерабатывающие производства. Резко снизился уровень профессионализма в важнейших для будущего производственных сферах. Такие процессы говорят о хронической неспособности сложившейся системы власти распорядиться в интересах общества эффектом высоких мировых цен на нефть и другие энергоносители. Сырьевая зависимость экономики России превращает нашу страну в сырьевой придаток индустриальных и быстро развивающихся стран.

Разговоры последнего времени об исправлении сложившихся диспропорций в отечественной экономике путем её диверсификации с использованием новейших технологий не новы и не вызывают серьезного доверия. В стране не созданы механизмы для решения этих задач – нет инвестиционной инфраструктуры, соответствующей банковских и финансовых институтов, не соблюдаются законы и отсутствует независимый арбитраж.


Беда третья: консервация всеобщей бедности

Кланово-олигархическое государство закрепляет и охраняет немыслимое в цивилизованном мире социальное расслоение общества. Пропасть между небольшим числом преуспевающих людей и теми, кто лишен перспективы, сегодня стала еще глубже, чем в 90-е годы. Доходы наиболее состоятельных слоев населения растут опережающими темпами, по сравнению с темпами роста ВВП и доходов большинства. Это означает, что приращение ВВП «работает» главным образом на интересы наиболее богатых, а не на благополучие всего общества и не на развитие страны. Вот так взрывоопасно настроены российские механизмы обогащения и обнищания.

Сегодня отрасли, которые дают примерно 80 % прироста ВВП и связаны, так или иначе, с экспортом, обслуживанием добычи и транспортировки энергетических ресурсов, требуют лишь очень незначительную часть нашего человеческого потенциала, имеющего специальную подготовку. В стране не создаются в нужном объеме современные высокооплачиваемые рабочие места. Из этого следует, что от бедности россиян не спасут ни пособия, ни льготы, ни эпизодические повышения зарплат бюджетникам, хронически отстающие от инфляции, ни распределение случайно полученных от высоких сырьевых цен дополнительных средств. Все эти меры заведомо неспособны привести к серьезному росту доходов населения, без чего невозможно достижение достойного уровня зарплат и пенсий. Под лозунгом обеспечения доступного жилья доступ к жилью закрыт полностью, поскольку цены на него достигли немыслимых размеров. Идет откровенная коммерциализация образования и здравоохранения, качество которых от этого нисколько не улучшается. Пожилые россияне вынуждены существовать на нищенские пенсии, а детские пособия не позволяют прокормить даже маленького ребенка.

Сырьевая экономика способна демонстрировать экономический рост и обеспечить современный уровень жизни примерно для 25% наших сограждан. Для нескольких процентов эта система позволяет иметь такой высокий уровень жизни, который редко встретишь даже в развитых странах. Но 70 % граждан страны при этом практически будут лишены возможности получить современное образование, у них едва ли когда будут полноценная занятость и высокие доходы.


Беда четвертая: массовое бесправие

Общественно-политическое устройство современной России - это система, воспроизводящая неравенство в реальных правах больших групп населения. Формальное равенство граждан перед законом не мешает нынешним российским властям целенаправленно проводить внутреннюю дискриминационную политику.

Политическое неравенство. Вопреки действующей Конституции в стране сформировалась привилегированная группа людей, стремительно превращающаяся в «высшую касту» с неограниченными правами. Это – чиновничество, в основном высшего и среднего звена. Главная привилегия данной группы – практически 100%-е доминирование во всех органах власти, включая парламент, где она имеет контрольный пакет голосов (конституционное большинство), а также судебную систему, обслуживающую преимущественно ее интересы. Значительную часть этих привилегий разделяет её социальный партнер – крупный, как правило, сырьевой бизнес и обслуживающие его группы населения. Все остальные слои общества дискриминируются бюрократией и фактически поражены в правах. Они не имеют реального представительства во власти и не могут рассчитывать на полноценную защиту в судах.

Экономическое неравенство. Резкое социальное расслоение – это не просто итог несправедливого распределения национальных богатств. В отличие от демократических государств, где различия в уровне жизни - это результат конкуренции в относительно равных условиях, социальное расслоение в России является следствием искусственно созданного неравенства экономических прав. Сегодня у нас уровень доходов рядовых работников предприятий определяется не столько их трудом, сколько объемом их реальных прав. Низкая зарплата работника в России – это не следствие его нерадивости, а результат его бесправия.

Еще один признак бесправия – разный уровень реальных гарантий прав собственности для крупных и мелких собственников. Реформы 90-х годов начались с массового нарушения прав собственности граждан. Сначала люди потеряли все свои сбережения и вклады в Сбербанке. Потом подавляющая часть населения была обманута и пострадала в ходе ваучерной приватизации. Принципиальным событием, закрепившим систему неравенства, стали залоговые аукционы. Дефолт придал ей классическую завершенность. Нынешние власти считаются с правами только «социально близких» к ним обладателей сверхкрупной собственности, и то - лишь временно и при условии их абсолютной политической лояльности. В тяжелейшем положении оказался малый бизнес, подавляемый и вытесняемый с рынка олигархическими монопольными структурами с помощью административных рычагов. В результате вклад малого бизнеса в российскую экономику на порядок меньше, чем в развитых странах.

Экономической дискриминации в ходе реформ подверглись и продолжают до сих подвергаться также сельские и городские владельцы земельных долей, квартир, дачных домов и участков, научные и инженерно-технические работники, жители общежитий и военных городков, а также другие категории населения, которые лишены либо права полноценно распоряжаться своей собственностью либо права оформить в собственность принадлежащее им имущество. Нынешняя власть не желает решить проблему неприкосновенности частной собственности. У нее, судя по всему, другие планы.

Социальное неравенство. Полуфеодальная система отношений самым пагубным образом отразилась на социальной сфере. Наиболее социально защищенной оказалась бюрократия, которая даже умудрилась создать для себя особую пенсионную систему, полностью оторванную от системы пенсионного обеспечения «простых» граждан. Дискриминированными оказались и «бюджетники» (учителя, врачи, военные, работники культуры). Они получают зарплату из того же источника (бюджетов разных уровней), что и бюрократия, но их доходы на порядок меньше.

Недоступность хорошего образования также является разновидностью острейшей социальной дискриминации и одним из главных препятствий на пути к обществу равных возможностей.

Помимо пенсионеров, бюджетников и учащихся социальной дискриминации подвергаются:

- женщины, которым в среднем платят на треть меньше, чем мужчинам;

- семьи и родители, воспитывающие детей в условиях мизерного размера пособий и короткого срока их выплаты, а также отсутствия мест в дошкольных учреждениях;

- молодые люди призывного возраста из непривилегированных семей, которые зачастую находятся на положении полурабов в нынешней, лишь на словах реформируемой армии, где их жизнь и здоровье подвергаются опасности бессмысленно и кощунственно, в абсолютно мирное время;

- сельские жители, чья обеспеченность социальной инфраструктурой намного ниже, чем в городах, и не выдерживает сравнения даже с советскими стандартами;

- жители дотационных регионов и малых городов, где уровень и качество жизни значительно ниже, чем в больших городах;

Экологическое неравенство. Права на чистую окружающую среду практически лишены жители территорий с высокой степенью экологического загрязнения. «Грязным» производствам, связанным прежде всего с ТЭКом, там нет альтернативы, так как другие, более чистые отрасли, не развиваются. При этом внутри каждого региона местные олигархи захватывают наиболее благоприятные для жизни территории: берега водоемов, леса, парки и заповедники. Остальное же население, те, кто победнее, лишаются возможности пользоваться этими территориями и вытесняются в экологически неблагоприятные места проживания.

Все эти виды дискриминации не просто унизительны для граждан. Они являются искусственно созданными факторами глубокого расслоения российского общества, служат мощным препятствием на пути развития страны и фактически сделали основным правилом жизни в России торжество случая и силы.


Беда пятая: продолжение криминальной приватизации


Резкое социальное расслоение в обществе возникло вследствие неэффективных и несправедливых реформ 90-х годов. Именно тогда прошла криминальная приватизация наиболее рентабельных предприятий страны. В настоящее время идет второй её этап, в ходе которого клановая олигархия вместе со своими приближенными присваивает еще один крупнейший национальный актив – наиболее рентабельные земли и объекты инфраструктуры (электростанции, прибыльные объекты ЖКХ и т. д.). В результате всего этого те, кто выиграл на первом этапе, станут еще богаче, получат еще больше собственности и прав, а те, кто проиграл, – окажутся еще более бедными и бесправными. По своим разрушительным последствиям для страны второй этап ничуть не уступает первому. Миллионы сельских жителей, у которых обманом отнимают законные земельные доли, лишаются какой бы то ни было жизненной перспективы. Многие жители городов уже вынуждены перебираться из районов, относительно более благоприятных для проживания, в районы, относительно худшие. Наносится колоссальный ущерб общественным интересам. У общества отнимаются жизненно важные экологические ресурсы: леса и городские зеленые насаждения, которые либо хищнически уничтожаются, либо присваиваются властными дельцами. Сокращается жизненное пространство миллионов людей: уничтожаются элементы социальной инфраструктуры (например, в городах – детские и спортивные площадки; на селе – клубы); установка заборов и шлагбаумов лишает людей привычных маршрутов, доступа к любимым природным объектам.


Беда шестая: перспектива непреодолимой отсталости и ухода в третий мир

Если России не удастся придать своей политической системе, экономике и социальной сфере современный характер, отвечающий требованиям 21-го века, она окончательно превратится в страну третьего мира, которая будет способна лишь поставлять сырьевые ресурсы в динамично развивающиеся государства. Такой итог обрекает большинство россиян на беспросветную бедность. Ещё больше обострятся демографическая и кадровая проблемы. Высокая смертность в сочетании с низкой рождаемостью и «утечкой мозгов» вызовут дальнейшее сокращение населения страны и снижение её творческого потенциала. Наступит момент, когда такая Россия окажется элементарно неспособной обеспечить охрану своих, самых протяженных в мире границ.


Беда седьмая: надвигающаяся угроза системного кризиса, социального взрыва и распада государства

В статусе страны третьего мира Россия долго просуществовать не сможет. Авторитарная, кланово-олигархическая власть, стоящая на страже такого несправедливого распределения общественных богатств и прав собственности, которое сложилось в современной России, с неизбежностью создает предпосылки для очередной революции. Десятки миллионов обездоленных станут потенциальной опорой радикальных вождей и группировок, как ультралевого, так и ультраправого толка. Это – гигантский потенциал разрушения государства. Помимо угрозы массовой гибели людей революция повлечет за собой неминуемый распад страны. Нарастающей и необратимой слабостью России без сомнения воспользуются и внешние силы.



II. Альтернатива – современное государство


Только современное государство может спасти Россию от исторического краха. Такое государство имеет два фундаментальных признака. Оно является:

1. Демократическим. Вместо авторитарной, кланово–олигархической политической системы – реальное разделение властей, честные выборы, независимый суд, свобода слова в СМИ. В такой атмосфере гораздо легче бороться с коррупцией. В тех странах, где эти механизмы демократии более или менее эффективно и реально работают, с коррупцией действительно борются, и её уровень значительно ниже, чем у нас.

2. Социальным. То есть обеспечивающим равные возможности для самореализации личности в обществе, а с учетом российских реалий – активно работающим с целью преодоления пропасти между богатыми и бедными, не допускающим какой-либо дискриминации, в том числе - по национальному признаку, и посягательства на жизненно важные интересы различных слоев населения и общества в целом.

Именно эти две фундаментальные основы любого современного государства обеспечивают динамичное развитие передовых стран. Еще ни одна страна, построившая у себя современное государство, не проиграла ни в чем, не оказалась в числе отсталых. И ни одна страна, явно отвергнувшая его, не выиграла.

Достоинством и особенностью России является многонациональный характер ее народа. Всесторонний учет этой фундаментальной особенности России, как скрепляющего, а не дезинтегрирующего государство фактора - залог успеха всех предстоящих преобразований. Для укрепления своих исторических преимуществ, государство должно проводить политику в области межэтнических и межнациональных отношений, направленную на их гармонизацию, предупреждение проявлений экстремизма, национализма, ксенофобии и конфликтов на этой почве.

Многим в России сегодня больно наблюдать, как наша страна, вопреки громким декларациям её политического руководства, фактически не продвигается вперед, а движется к проигрышу в геополитической конкуренции.

В 90-е годы в России была предпринята попытка построить демократию без механизмов социального государства. Она провалилась.

Сегодня российская власть пытается построить государство без свободы и демократии, подменив их различного рода муляжами. В условиях 21-го века и эта затея бесперспективна. Мы предлагаем другой путь и принципиально иную программу преобразования России. Главная задача состоит в глубокой модернизации страны и общества – построении современного сильного, демократического, социального европейского государства.

Мы считаем, что современную динамичную страну невозможно построить:

- без реальной демократии;

- без преодоления глубокой пропасти между бедными и богатыми, создавшейся в 90-е годы и разросшейся до опасного предела в последние семь лет;

- без обеспечения реального равенства политических, экономических и социальных прав граждан;

- без восстановления в людях утраченного чувства собственного достоинства, уважения друг к другу, веры в справедливость, уверенности в будущем.


Решение этих главных задач – путь к обеспечению равенства возможностей граждан России.



III. Благосостояние для всех!

В ходе большинства экономических реформ, проведенных в стране, проиграли не только «слабые» (пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи), но и те, кто мог бы сам «встать на ноги». Появился рынок, но большинство граждан недополучило достаточно возможностей, чтобы реализовать свои способности и нормально зарабатывать в новых условиях, и потому обеднело.

* * *

Чтобы создать основу развития, государство обязано вернуть людям их политические, экономические и социальные возможности, утраченные и недополученные в течение последних 16 лет. Оно должно всемерно содействовать сокращению пропасти между безграничными возможностями олигархов и ничтожными шансами большинства, особенно бедных.

Нам нужна стратегия «выравнивания возможностей». В части политической она касается интересов всех граждан страны. В части экономической и социальной она осуществляется в интересах общества в целом и, прежде всего:

- пенсионеров, которые были отодвинуты на грань нищеты и проиграли гораздо больше, чем, например, пенсионеры восточно-европейских стран;

- бюджетников, которые по уровню доходов резко проиграли по сравнению не только с бизнесменами, но и с остальным работающим населением;
-
- обманутых вкладчиков Сбербанка, людей, пострадавших от финансовых пирамид и дефолта 1998 года;

- работников наемного труда, получающих, по сравнению с менеджментом предприятий, дискриминационно низкую зарплату при фактически повсеместном ухудшении условий труда;

- сельских жителей, у которых отобрали не только земельные доли, но и социальную инфраструктуру (доступные школы, почтовые отделения, фельдшерские пункты, учреждения культуры и др.);

- научных работников и ИТР, у которых фактически отнимают интеллектуальную собственность;

- представителей малого бизнеса, вытесняемого и подавляемого сегодня крупными олигархическими монополиями;

- собственников квартир, которых чиновники заставляют полностью оплачивать капремонт и не дают распоряжаться прилегающей к домам землей;

- владельцев дачных участков, за которыми до сих пор не признаны полноценные права собственности;

- обманутых дольщиков
(квартирных инвесторов) и обманутых владельцев земельных долей и т.д.

Все эти люди должны получить свой шанс выиграть!


* * *

Какими должны быть первые шаги на пути преобразования России в сильное, демократическое, социальное государство?


Шаг первый: восстановление основ демократии, реформа госаппарата и отделение власти от бизнеса

Законодательство, регулирующее деятельность партий и проведение выборов, освобождается от авторитарных реакционных поправок последних лет.

Законодательно ограничивается возможность исполнительной власти вмешиваться в интересах той или иной политической группировки в партийное строительство и избирательный процесс. Органам власти запрещается создание искусственной оппозиции и учинение надуманных препятствий уже существующим оппозиционным партиям и объединениям. Запрещается принятие законов и подзаконных актов, игнорирующих мнение протестного электората и обеспечивающих фактическое преимущество одним партиям в ущерб другим. Подобные новации в случае их рецидива квалифицируются как посягательство на действующую Конституцию и основы государственности.

Устанавливается реальное разделение властей. Осуществляется целый комплекс мер по обеспечению независимости суда, исправлению судебных ошибок и пересмотру неправосудных приговоров. Вводится система административных судов с отдельным производством по злоупотреблениям чиновников. Кадровый резерв для этой системы набирается методом специальной аттестации на честность и независимость судей. Под контроль парламента ставятся все структуры государственной исполнительной власти, в том числе самые закрытые. Восстанавливается выборность губернаторов и Совета Федерации. Местное самоуправление освобождается от всех видов избыточного государственного контроля и наделяется минимально достаточными и закрепленными на постоянной основе финансовыми источниками. В государственных СМИ отменяется цензура и запрет на критику высших чиновников, включая Президента. Создается Общественное телевидение, открытое для всех точек зрения и свободное от политической цензуры и государственной пропаганды.

Создаются условия, благоприятствующие гражданскому контролю государства, способствующие независимым расследованиям любых тем, которые не относятся по закону к сфере государственной тайны. Перечень тем, относящихся по закону к государственной тайне, сводится к необходимому минимуму, из него безоговорочно исключается все, что угрожает здоровью людей и состоянию окружающей среды. Аналогично сводятся до минимума корпоративные секреты частных предприятий, которые представляют угрозу для граждан.

Полностью восстанавливаются в правах некоммерческие гражданские объединения (НКО). Отменяются все необоснованные и противоречащие международной практике запреты на получение ими финансовой помощи, в том числе из-за рубежа.

Создаются условия для свободного и полного, без изъятия, изучения истории страны, которую (как и Конституцию, а также разработанные и принятые в соответствии с ней законы) недопустимо переписывать под вкусы той или иной руководящей фигуры. Россия должна, наконец, перестать быть страной с «непредсказуемым прошлым», чтобы не оказаться без будущего.

Принимаются меры против избыточного влияния и вмешательства бизнеса в политику: законы по отделению их друг от друга – о прозрачности финансирования политических партий, о лоббировании в парламенте, о публичном независимом общенациональном телевидении, о запрете представителям крупного бизнеса занимать государственные должности. Вводится запрет для работников законодательной, исполнительной и судебной власти входить в советы директоров государственных компаний и компаний с государственным участием, а тем более возглавлять эти советы. Также запрещается компаниям с государственным участием осуществлять операции с посредниками, среди учредителей которых есть работники власти или члены их семей. Принимается закон о выходе государства из конкурентных сфер экономики (чиновники не должны заниматься бизнесом).

С чиновниками заключается государственный контракт. Все блага, получаемые ими по контракту (зарплата, жилье и т.п.), подлежат изъятию в случае его расторжения за коррупцию, произвол и безделье. Все это полностью и в первую очередь относится к судьям, милиции, прокуратуре и спецслужбам. Осуществляется реформа армии, которая полностью переводится на профессиональную контрактную основу; призыв на срочную службу упраздняется и возобновляется лишь в случае возникновения военной угрозы для страны.


Шаг второй: создание массового собственника и гарантии неприкосновенности частной собственности

Право на частную собственность всех категорий собственников объявляется священным, его нарушение жестко преследуется.

Государство объявляет одним из своих приоритетов укрепление права собственности мелких и средних собственников, сегодня наиболее бесправных:

- земельных «дольщиков», в основном жителей села, – на гарантированные им ранее государством земельные участки, либо на компенсацию за произошедшее отчуждение этих участков, в размере эквивалента их нынешней рыночной стоимости;

- владельцев сельских и дачных домов – на недвижимость, включая прилегающие земельные участки в сложившихся границах размещения; дачная амнистия при этом осуществляется не на бумаге, а реально и в полном объеме;

- собственников квартир в многоквартирных домах – на прилегающую к дому и находящуюся под ним землю, а также на денежные средства государства, направляемые целевым образом на проведение капитального ремонта домов (с этой целью в законодательстве восстанавливается норма об обязанности государства финансировать капитальный ремонт), а также на доходы от коммерческой деятельности, осуществляемой в нежилых помещениях их домов;

- членов ТСЖ и ЖСК – на полноценное распоряжение придомовой территорией и всеми без исключения нежилыми помещениями и пристройками к их домам; любые налоги, связанные с обслуживанием жилого фонда, отменяются;

- жителей муниципальных квартир (социальных нанимателей) – на бессрочное право приватизации своего жилья; ныне установленный срок окончания приватизации отменяется;

- нанимателей жилья в общежитиях и военных городках – на приватизацию своего жилья в фактических границах проживания, наравне с другими гражданами;

- жителей домов, подлежащих сносу в целях строительства для государственных и муниципальных нужд, – на не менее чем троекратную компенсацию рыночной стоимости их жилья и прилегающей земли;

- владельцев гаражей – на приобретение места под ними в порядке возвращения долга кредиторам или за деньги;

- владельцев малых предприятий – на земли под стабильно функционирующими малыми предприятиями, а также на земли рынков и торговых центров;

- ученых, научных сотрудников, инженерно-технических работников, изобретателей и других лиц творческих профессий – на интеллектуальную собственность (открытия, изобретения, идеи и т.д.), в том числе уже вложенную в готовую продукцию, продаваемую на рынке;

- миноритарных акционеров – на дивиденды по акциям, удержанные незаконными способами крупными акционерами.

В законодательство вносятся изменения, направленные на ускорение процедуры регистрации прав собственности (не только вновь приобретаемой, но и находящейся в пожизненном пользовании, занимаемой в местах постоянного проживания и т. п.), в том числе на землю, что особенно важно для владельцев небольшого имущества.Для действительно прочного решения проблемы крупной собственности, образовавшейся в ходе криминальной приватизации в форме залоговых аукционов, новые власти инициируют заключение многостороннего и комплексного политического соглашения (общественного договора), участниками которого должны стать государство, бизнес и общество.

В таком соглашении будет предусмотрено:

Во-первых, принятие правовых актов о признании сделок по приватизации середины 90-х годов легитимными и законными - с тем чтобы исключить возможность спекуляций на документах того "смутного времени".

Во-вторых, принятие на себя государством и бизнесом определенных обязательств в виде денежных выплат и установления некоторых ограничивающих условий, накладываемых на собственников приватизированных крупных хозяйственных активов, - с тем чтобы компенсировать обществу часть выгоды, упущенной при недобросовестной приватизации.

Для компенсации обществу ущерба от приватизации вводится единовременный компенсационный налог на сверхкрупные доходы, полученные от приватизации важнейших государственных активов в ходе залоговых аукционов. Речь идет о компенсационном налоге, который может, например, рассчитываться как определенный процент от разницы между оценкой суммы прибыли, полученной после приобретения активов, за вычетом суммы документированных капитальных вложений (инвестиций) или присоединенных активов, и ценой приобретения в момент приватизации.

Устанавливается особый порядок продажи и перепродажи приватизированных в 90-е годы крупнейших активов. Например, могут быть введены существенно повышенные ставки налогообложения чистого дохода, полученного в результате продажи.

Одновременно принимается закон, освобождающий бизнесменов, уплативших компенсационный налог, от ответственности за нарушения, совершенные в прошлом, за исключением особо тяжких уголовных преступлений против личности. Эта мера нужна для того, чтобы у чиновников не было соблазна выборочного преследования тех или иных бизнесменов с целью сведения с ними личных счетов и продолжения практики вымогательств и поборов.

Государство обеспечивает объективное расследование всех обращений о рейдерских захватах собственности, которая возвращается законным владельцам. В случае чиновничьего рейдерства, либо участия в коммерческом рейдерстве чиновников государство выплачивает пострадавшим компенсации, а чиновников, уличенных в этих злоупотреблениях, наказывает в установленном порядке.

В федеральном законодательстве закрепляются реальные гарантии неприкосновенности частной собственности независимо от ее размеров. Государство обязуется защищать ее всеми своими институтами и заявляет о невозможности пересмотра итогов приватизации.


Шаг третий: выплата государством долга гражданам

Государство признает долг перед населением. Прежде всего, это признание государством своего внутреннего долга перед теми категориями граждан, которые пострадали вследствие грубых его ошибок и недальновидных решений. Например, вызвавших гиперинфляцию начала 90-х и связанных с криминальной залоговой приватизацией. Обществу должна быть предоставлена экономически обоснованная компенсация ущерба. Источниками, обеспечивающими гарантии по внутреннему долгу, должны выступать текущий профицит бюджета, неприватизированные активы страны (в том числе земля, объекты инфраструктуры), а также предлагаемый компенсационный налог.

Соответствующие категории граждан объявляются кредиторами государства и получают право на льготное приобретение соответствующих ценных бумаг. Выплата долга государства гражданам производится:

1) путем установления компенсационных надбавок к пенсиям и зарплатам низкооплачиваемых бюджетников (учителей, врачей, работников культуры);

Для выплаты пенсионных надбавок наряду с Пенсионным фондом создается Фонд старшего поколения, куда должны направляться дивиденды государства по принадлежащим ему пакетам акций крупнейших монополий (Газпрома, Роснефти, Транснефти и др.) и доход по инвестированной части средств Стабилизационного фонда. Нынешнее поколение пенсионеров должно получить ощутимый выигрыш от рекордного роста цен на нефть.

Существенное повышение денежных выплат бюджетникам и пенсионерам оправдано не только с моральной, но и с экономической точки зрения, поскольку при продуманных и надлежащим образом осуществленных мерах упреждающего свойства всплеска инфляции можно избежать.

2) через инвестиции в строительство жилья для очередников, обманутых дольщиков, и молодых семей, а также инвестиции в восстановление социальной инфраструктуры на селе, газификации;

3) через государственные компенсационные бумаги, дающие право на получение связанных льготных кредитов;

Эти кредиты являются связанными, потому что их получатели могут тратить соответствующие денежные средства лишь на определенные цели, например, на капитальный ремонт домов, строительство жилья; открытие собственного бизнеса и т. д.

4) через закрепление прав на земельные участки под строительство и ведение бизнеса.

Прежде чем передать землю крупным инвесторам под коммерческое строительство, она передается гражданам в порядке возмещения долга. Граждане получают сертификат права собственности на владение частью земельного участка, предварительно отведенного под строительство, обеспеченного необходимыми коммуникациями и внесенного в государственный кадастр. Сертификат может быть продан инвестору за деньги на открытых аукционах (во избежание обмана собственников долей) или в обмен на квартиру в данном доме - после его возведения. Одновременно за счет бюджетов разворачивается программа строительства муниципального арендного жилья для очередников и малоимущих, согласных платить за жилье небольшую арендную плату, не приобретая его в собственность. Эти меры послужат мощным стимулом для решения проблемы доступного жилья. Кроме того, сертификат на землю может быть обменен на земельный участок, фактически занимаемый имуществом гражданина (например, гаражами, жилыми и хозяйственными постройками и т. д.).


Шаг четвертый: поддержка массового предпринимательства

Связанные общедоступные кредиты, как форма частичного погашения государственного долга
, выдаются гражданам на открытие своего дела, ремонт домов, строительство жилья, доплаты к накопительным частям пенсий и другие виды экономически полезной деятельности. Создается разветвленная система центров кредитования малого бизнеса.

При этом государство за свой счет открывает народные школы предпринимательства, в которых может учиться любой желающий. Облегчается приобретение патента на индивидуальное предпринимательство.

В законодательство вносятся изменения, направленные на ликвидацию правового неравенства малого и крупного бизнеса. Ужесточаются меры наказания в отношении ответственных лиц, виновных в чиновничьем давлении на предпринимателей, в создании административных барьеров для малых предприятий, в принятии нормативных актов, дискриминирующих малые предприятия в интересах крупных, в том числе монополистов.

Принимаются меры, поощряющие освоение малым бизнесом таких отраслей, как строительство, транспорт (в том числе общественный), энергетика (в том числе малая и альтернативная), ЖКХ и других, фактически захваченных сегодня монополиями.

Предпринимателям малого бизнеса предоставляются льготные условия приватизации земли под арендованными ими предприятиями при условии, что последние стабильно и без существенных нарушений закона функционировали не менее трех лет. Кроме того, им предоставляются сертификаты на право владения долями земельных участков, отведенных под создание рынков, ярмарок и торговых выставок, строительство торговых центров, супермаркетов и т. д. Таким образом, государство содействует образованию народных рынков, принадлежащих полностью малым предприятиям.


Шаг пятый: реформа заработной платы и гарантии трудовых прав

Сокращение разрыва между бедными и богатыми в стране должно начинаться с обеспечения гарантий трудовых прав наемных работников. Принимаются законы, гарантирующие права реально независимых профсоюзов, минимальную оплату труда выше прожиточного минимума, обязательность и стабильность трудового договора, реальное право на забастовки, запрет на использование заемного труда. Принимаются меры по уменьшению диспропорций между прибылями владельцев предприятия и зарплатами его высшего менеджмента с одной стороны и зарплатами рядовых работников – с другой.


Шаг шестой: обуздание монополий

Крупные монополии, вносящие сегодня колоссальный вклад в увеличение разрыва в доходах россиян, перестают быть «неприкасаемыми»: над ними устанавливается жесточайший контроль государства. Проводится тщательный независимый аудит всех национальных монополий, начиная с Газпрома. Принимается закон, обязывающий естественные монополии осуществлять все крупные расходы, только через процедуру прозрачных торгов, а также публиковать на собственных официальных сайтах информацию обо всех корпоративных затратах, оплачиваемых населением.

Осуществляются с привлечением антимонопольных органов меры, направленные на сокращение необоснованных издержек монополий, связанных с содержанием их раздутого бюрократического аппарата. Вносятся изменения в налоговое законодательство, обязывающие монополии уплачивать налоги в бюджеты тех регионов и муниципалитетов, на чьих территориях функционируют их хозяйствующие субъекты.


Шаг седьмой: инвестиции в образование, экологию и медицину

Обеспечиваются единые стандарты доступа к услугам образования и здравоохранения.

Образование. С целью выравнивания возможностей нынешнего и будущих поколений граждан страны увеличивается объем средств, вкладываемых в образование и здравоохранение. Бюджетное финансирование выделяется в таком объеме, чтобы сохранить полностью бесплатное образование, – как среднее, так и высшее, – при постоянном росте его качества. Платное образование для детей из богатых семей должно иметь право на существование, но не может рассматриваться как стратегический приоритет образовательной политики государства. Повышение материального и социального статуса учителя и преподавателя ВУЗа сопровождается мерами организационного и правового порядка по недопущению в учебных заведениях любых проявлений коммерциализации (как явной, так и скрытой), а также коррупции. Особая задача этой политики – обеспечивать и поддерживать высокий уровень стандартов образования на всей территории России, а не только в крупных городах и наиболее развитых регионах.

Создается доступная система яслей, детских садов, обеспечивается возможность получения места для каждого ребенка. Детские пособия в размере прожиточного минимума выплачиваются до достижения ребенком школьного возраста.

Здравоохранение
. Медицинская помощь разделяется на социальную и коммерческую. Первая финансируется из бюджета по нормативам, постепенно приближающимся к мировым стандартам, вторая – через фонды страхования. Поборы в учреждениях социальной медицины запрещаются.

Экология. Для того чтобы остановить разрушение окружающей среды, вводится высокая плата за ее загрязнение (принцип: «загрязнитель – платит»). Воссоздается министерство экологии, наделенное полномочиями останавливать через суд экологически «грязные» производства, отменять решения о строительстве и другой производственной деятельности на охраняемых территориях. В полном объеме восстанавливается институт экологической экспертизы.

К чему приведут эти шаги?

Восстановление подлинной демократии в стране стабилизирует общество, уменьшит у людей чувство неуверенности в своем будущем и в будущем своих детей, создаст реальные предпосылки для большей их защищенности от произвола властей различного уровня и от посягательств со стороны криминалитета. Снизится количество правонарушений, в том числе, связанных с неправомерными действиями властей. Начнет наконец-то формироваться гражданское общество, способное контролировать и регулярно менять власть в соответствии с Законом. Повысится международный авторитет государства. Существенно ослабнут нынешние межгосударственные фобии и страхи. Сильная и предсказуемая Россия станет важнейшим фактором стабильности в мире и наиболее эффективным мирным средством сдерживания своих, порой неспокойных близких и дальних соседей.

Следствиями политики выравнивания экономических и других возможностей должны стать преодоление резкого социального расслоения российского общества, ликвидация массовой бедности, приращение рядов «среднего класса». При этом огромное число людей вовлекается в активную хозяйственную деятельность, способную обеспечить им высокий уровень жизни. Устанавливается реальное равноправие граждан России независимо от их социального статуса и уровня доходов. Создается массовый слой полноправных собственников, охватывающий большую часть населения страны.

Таким образом, формируется надежный социально-экономический фундамент России, обеспечивающий возможность её преобразования в современное государство, которое по определению не может быть сырьевым придатком других стран. Только в таком государстве можно будет заменить «нефтяное» правительство, складывающее деньги «в кубышку», на правительство общественного согласия и развития, вкладывающее их в сбалансированное развитие экономики и инфраструктуры. Важнейшая также задача этого правительства – создать в России мощный финансовый сектор экономики (включающий развитую банковскую систему, пенсионные, страховые, инвестиционные фонды), который был бы способен уберечь деньги от разворовывания и умыкания за рубеж, сдерживать инфляцию, накапливать средства граждан и корпораций, кредитовать перспективные перерабатывающие отрасли промышленности.

Во всём этом – залог не только сохранения России, но и её мирного и уверенного лидерства в динамично развивающемся мире.